Типы суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста

1.   Реакция депривации (чаще младший и средний подростковый возраст). Характерны:   потеря   интересов,   угнетение   эмоциональной   активности,

скрытность, молчаливость, негативные переживания. В анамнезе — жесткое

авторитарное воспитание.

2. Эксплозивная реакция (чаще средний подростковый возраст). Характерны: аффективная   напряженность,   агрессивность,   завышенный   уровень притязаний, стремления .(часто необоснованные) к лидерству. В анамнезе— воспитание в семье, где эти реакции традиционны для взрослых. Цель суицидальных действий в этом случае — стремление отомстить обидчику, доказать свою правоту. Как правило, суицидальные действия совершаются на   высоте   аффекта;   в   постсуициде   критика   суицидального   поведения формируется   не   сразу,   сохраняется   оппозиционное   отношение   к окружающим.

3.  Реакция   самоустранения   (средний   и   старший   подростковый   возраст   с чертами   незрелости).

 Характерны:   эмоциональная   неустойчивость, внушаемость,   несамостоятельность.   Это,   как   правило,   педагогически запущенные   подростки   с   невысоким   интеллектом.   Цель   суицидальных действий в этом случае — уход от трудностей.

 

На разных этапах подросткового возраста — раннем (12–14 лет), среднем (15–16 лет) и старшем (17–18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.

 

В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков   покушения   на   самоубийство   не   имеют   тяжелых   медицинских последствий.   Это   не   истинное   стремление   к   смерти,   а   желание   избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации.

В   средней   возрастной   группе   суицидальные   проявления   характеризуются демонстративными   самоповреждениями,   попытками,   имеющими   целью отомстить обидчику, наказать окружающих.

Часты попытки суицида в состоянии аффективного   напряжения,   в   кульминационные   моменты   конфликта,   и медицинские   последствия   таких   покушений   часто   бывают   тяжелыми. 

 Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний, в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи.

Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля. Чем меньше возраст, тем ярче обнаруживается агрессивная направленность в психологической структуре суицидального поведения. В описанных типах 1—4 агрессивный компонент уменьшается.

По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны те семьи, которые внешне благополучны, но внутри них— скрытые конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребенка в такой же среде, выполняя роль защитных механизмов.

Для младшего пубертата наиболее суицидоопасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего — конфликты со сверстниками и в школе. Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения.

Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации,   связанные   с   нарушением   социализации,   когда   статус   не соответствует уровню притязаний.

Материал из книги М. А. Алимовой  «Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция»