Особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте

 Суицидальное поведение на разных этапах онтогенетического развития имеет свои особенности.

 Выделяется два основных «пика»:

 «пик молодости» – от 15 до 23 лет и «пик инволюции» -  после 40 лет. Наибольшим своеобразием, как показывают   опыт   и   данные   многочисленных   исследований,   характеризуются детско-подростковый этап и инволюционный периоды жизни человека .

Анализ суицидальных проявлений подростков показал, что суицидальное поведение в этом возрасте, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие.

Это обусловлено спецификой   физиологических   и   психологических   механизмов,   свойственных растущему организму и личности в период ее становления.

Аутоагрессивные действия детей и подростков чрезвычайно опасны.

Для подростков  смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность.

 В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти,   но,   преодолевая   возникшую   тревогу,   отрицает   реальность   этой возможности.

Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим   аутоагрессивным  (агрессия,   направленная   на   самого   себя) поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.

Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда   на   “второе   рождение”   характерно   для   суицидентов   детского   и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.).

Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование.

Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков.

 Отсутствие страха смерти является отличительной чертой   психологии   детей.   Было   бы   ошибочно   относить   попытки   детей   и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора.

Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне   зависимости   от   формы   само воздействия.   Опасность   увеличивают   также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни.

 “Метафизическая   интоксикация”,   свойственная   психологии   подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти.

 Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает   эмоциональность   подростка,   а   в   конфликтной   ситуации   создает предпосылки для суицидального поведения.

Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, можно предположить, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению   взрослых,   неурядиц. 

 Однако,   некоторый   максимализм   в   оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы  сложившейся ситуации, отсутствие  жизненного опыта,  свойственные периоду   детства   и,   создавали   ощущение   безысходности,   неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества.

Все это делало даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и, особенно для подростка, что подчас недооценивалось окружающими взрослыми. Все это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте.

Если   среди   взрослых   суицидентов   со   значительным   перевесом   (1/3) преобладают мужчины, то в подростковой среде — ситуация обратная: среди девочек выявилось почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков того же возраста (3,9% против 1,6%).

Дело здесь, по-видимому, не в половых различиях, а в опережающем развитии девочек в этом возрастном диапазоне.

 Влияние возрастного фактора на суицидальный синдром достаточно явно прослеживается  в  следующих  данных:  влечению  к  смерти   в  острой  форме подвержены 1,3% 10—11-летних подростков, 1,9% — в возрасте 12—13 лет, 2,7%— 14—15-летних и 4,5% — в возрасте от 16 до 18 лет. Объяснение этого феномена   кроется   в «пересоциализации»   личности   с   детской   модели взаимоотношений   с   окружающим   социальным   миром   на   взрослую,   более ответственную   модель   поведения.

  Девочки   же,   раньше   взрослея,   острее чувствуют на себе этот процесс. В   генезе   суицидального   поведения   в   подростковом   возрасте   также существенно влияние семейного фактора. Отец и мать, по данным исследования, являются идеалом лишь у 21% «проблемных» подростков, в группе «нормальных» мальчиков и девочек этот показатель составляет 41% (для отца) и 56%   (для матери). 

 Наибольшим   доверием   у   подростков   пользуются   мамы   (77%   всех опрошенных мальчиков и девочек). Однако чем сильнее у подростка выражен суицидальный синдром, тем реже он доверит свои тревоги даже матери, еще реже отцу (23—29%).

Потеря доверительной связи с родителями — вот один из сильнейших   стимуляторов   суицидального   синдрома   у   подростков.  

Мысли   о самоубийстве мучают подростка тем чаще, чем меньше он доверяет своим родителям. Хорошие взаимоотношения детей с родителями уменьшают риск суицида до 1%, наоборот, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до18%.

 Но болезненнее всего дети воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное безразличие к себе. Смертельный холод одиночества чувствуется в ответах 17% маленьких людей, когда они говорят, что в тяжелые минуты своей жизни они не хотят (или не могут) обратиться за помощью ни к кому. Нет, стало быть, среди десятков окружающих людей — родных, близких, приятелей и учителей — ни единого человека, с кем маленький человек смог бы разделить свою   большую   боль,   облегчить   душу,   получить   лечебное   сочувствие   или полезный совет.

Своеобразием детско-подросткового этапа онтогенеза отличаются также мотивация и динамика суицидального поведения. Так, для детей характерны мозаичность,   вариабельность   пресуицидального   статуса,   что   создает   особые затруднения   в   распознавании   угрозы   самоубийства.

   Суицидоопасна   в   этом возрасте и скрытая депрессия. По мнению многих исследователей, депрессии у детей   и   подростков   часто   маскируются   гиперактивностью,   агрессией,   что затрудняет ее диагностирование.

Типичной для детско-подросткового возраста является также суицидоопасная группа, состоящая из подростков, отличающихся высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви и сексуальных отношений.

 Основные мотивы суицидального поведения детей:

·         32% — обида;

·         30% — протест;

·         38% — одиночество, стыд, недовольство собой

. Соотношение попыток и смертей у подростков — 50 : 1. Соотношение суицидальных попыток девочек и мальчиков — 2,5 : 1. Среди демонстрационных попыток это соотношение составляет 4,3 : 1. До 19 лет среди суицидентов больше девочек. 

 Состояние   подростков,   совершивших   суицидальную   попытку, определяется «следами» пережитой психотравмирующей ситуации, динамикой психического   состояния   после   суицида,   особенностями   личностно-характерологического   реагирования,   дополнительными   переживаниями, связанными с суицидальной попыткой и соматическими последствиями попытки, семейным микроклиматом и обстановкой в окружающей среде.

 

Материал из книги М. А. Алимовой  «Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция»