1. “Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл в отрицательном воздействии на объективное звено. “Месть”- конкретная форма протеста, нанесения ущерба враждебному окружению. Предполагается наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с механизмом трансформации гетеро агрессии в ауто агрессию. 2. При поведении типа “призыва” смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна. 3. При суицидах ”избегания” суть конфликта в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл - избежание непереносимой ситуации путем самоустранения. 4. “Самонаказание” можно определить как “протест во внутреннем плане личности” конфликт при своеобразном расширении “Я” интериоризации и сосуществовании 2х ролей: “Я - судьи” и “Я - подсудимого”, уничтожение в себе врага. 5. При суицидах “отказа” мотивом является отказ от существования, а целью -лишение себя жизни. Группа риска среди подросткового возраста: • Подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида (парасуицид). • Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые илизавуалированные. • Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию). • Подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды. • Алкоголизированные подростки. Риск суицидов очень высок. Среди молодых людей его вклад может быть до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях, способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду. • Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психо-активные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением подростка, обостряют депрессию или даже вызывают психозы. • Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы) • Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые). • Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери. • Подростки, у которых выраженные семейные проблемы: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.. Материал из книги М. А. Алимовой «Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция» |