В книге Д. Добсона
сформулированы шесть основных принципов, опираясь на которые родители должны
решать вопрос о наказании ребенка.
- Сначала
установите границы - затем требуйте их соблюдения. Вы должны сами для себя
определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже
должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - нет. Только при таком
условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Короче
говоря: если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.
- На
вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно. Если ребенок демонстрирует
явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны быть
готовы к нему. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах
детей. Ранее мы приводили пример, когда мама позволяла ребенку причинять
себе боль. Она всячески избегала конфликта и была не готова твердо
предъявить требование, которое ограничило бы активность ребенка.
- Отличайте
своеволие от детской безответственности. Это означает, что ребенка нельзя
наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл
выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не
наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же
требования, как к памяти и интеллекту взрослого. Детская
безответственность – не то же самое, что злостное непослушание, она
требует более терпеливого отношения.
- Когда
конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните.
Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно
вину, растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек,
помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его
любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз
объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.
- Не
требуйте невозможного. Родители должны быть уверены в том, что ребенок в
действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за
то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили.
Наказание в данном случае может стать источником внутреннего
конфликта ребенка.
- Руководствуйтесь
любовью. Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при
этом постарайтесь оставаться спокойным. В любом воспитательном процессе
неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми
являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать
необходимость строгости и дисциплины. Как видите, описанные принципы
сокращают область применения наказания, закладывают в его основание любовь
и ответственность за будущее детей.
Помните, что маленький человек – это личность, которая, к тому же, еще
только формируется. Нельзя оскорблять малыша, и уж тем более унижать - нужно
помнить о том, кого мы хотим вырастить.
За что ни в коем случае нельзя наказывать:
- за естественную познавательную активность:
например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в
разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал
игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;
- за возрастные и физиологические особенности:
неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
- за отсутствие опыта поведения в той или иной
жизненной ситуации - не попросился на горшок и описался; плюется или
дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку
(естественное желание); боится идти к врачу;
- за проявление естественного чувства – ревность
к младшему братику или сестренке (обижает их);
- за неосторожность: испачкался на прогулке,
случайно пролил сок из чашки.
При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание
справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не
остается без родительской любви. Правила наказания детей
- При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их
биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует
наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься
возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)
- При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания
«ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а
не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы
говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
- Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
- Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам
Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического,
психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить
ребенка – означает нарушить его права.
Метод физического наказания
многие родители называют самым «эффективным», а на самом деле он лишь является
наиболее простым и даже удобным для них, ведь проявления гнева естественны для
любого человека, а вот умение сдержать себя в нужный момент, спокойно объяснить
ребенку, в чем он неправ, переключить его внимание, проявить понимание и
уважение к нему — требуют серьезных усилий со стороны родителей. Главным
мотивом для выбора этого более сложного метода должно стать осознание
родителями всех пагубных последствий физического наказания.
Как физическое наказание
влияет на ребёнка? - Ребенок быстро учится бояться не того, что он совершает дурной поступок,
а именно наказания за него со стороны родителей. То есть, взрослые получают
возможность контролировать поведение ребенка лишь сейчас, сиюминутно, но только
ценой страха, который в той или иной форме будет преследовать его потом всю
жизнь.
- Систематический страх по отношению к человеку, которого ребенок очень
любит и всецело от него зависит, формирует у него так называемый базовый
невроз. Впоследствии это непременно скажется в неумении устанавливать близкие
отношения с окружающими, снижении внутренней самооценки, которая в итоге
определяет успешность человека.
- Поскольку львиная доля шлепков – следствие неспособности родителей
контролировать свой гнев, свое неадекватное поведение – они автоматически
теряют моральное право требовать от ребенка умения контролировать свои
поступки. Ведь сами родители так часто подают детям пример именно такого
неприемлемого поведения и отсутствия самоконтроля.
- Помните, что оскорблять и унижать нельзя ни при каких условиях.
Применяя насилие над ребёнком, взрослые пользуются правом сильного. Как
правило, эффекта воспитания не достигается. Малыш не понимает, за что его
наказали, но твёрдо осознает: «сильный прав». Как правило, этот тезис
отрабатывается на более слабых детях или животных. Психологические последствия таких наказаний могут быть самыми разнообразными.
Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что в результате избиений у
него возникнет задержка физического, психического и речевого развития, неврозы.
Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующее наказание, у него
появляется головная боль. Такому ребёнку трудно сосредоточиться на игре или
школьных занятиях, потому что он постоянно находится в ожидании нападения.
Американсий психолог Кэмпбелл не рекомендует телесные
наказания еще и потому, что они нарушают формирование совести у ребенка.
Телесное наказание унижает его. В результате частых наказаний ребенок
убеждается в том, что искупает таким образом свой проступок. У него не
формируется здоровое чувство вины, которое становится внутренним ограничителем
шалостей. А вместо этого появляется страх наказания. Излишнее чувство вины
вредно для нормального психического развития малыша. И еще одна негативная сторона наказаний: ребенок начинает чувствовать, что
агрессивный способ обращения с людьми - это норма и что быть агрессивным -
правильно. Впоследствии, он так же станет воспитывать своих детей. Если без наказаний нельзя
обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И.Леви, врач-психотерапевт, доктор
медицинских и психологических наук: - Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым
руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за
младшего (девочку) и ударил обидчика. Это нужно учитывать при наказании.
- Основанием для наказания могут быть
только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ
подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение
обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым.
- Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и
становятся равнодушными к действию родителей.
- Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка,
когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий,
сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у
него что-либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда
вы огорчены, расстроены, больны.
- Наказание не должно вредить
здоровью.
- За один проступок – одно наказание.
И еще одна негативная сторона наказаний: ребенок начинает чувствовать, что
агрессивный способ обращения с людьми - это норма и что быть агрессивным -
правильно. Впоследствии, он так же станет воспитывать своих детей. Каждый конкретный случай
стоит проанализировать, а для этого родителям нужно для начала полностью
успокоиться – лишь тогда они смогут разобраться в причинах поступка своего
ребенка, дать ему оценку, выбрать модель своего поведения и, возможно, вовсе
отменить наказание. Иногда отказ от наказания может быть очень
полезным – например, когда набедокуривший ребенок сам осознал свою вину и хочет
все исправить. Но возможно это лишь в том случае, если малыш способен
самостоятельно оценивать свои поступки и делать собственные выводы. Оценивая поведение детей,
взрослые обязательно должны учитывать их возрастные особенности. Например: до
трех лет мозг ребенка находится в стадии формирования, и малыш не вполне может
контролировать свои эмоции и поведение; кризис двух-трех лет сравним по силе с
подростковым; ложь и выдумки для детей пяти-шести лет являются нормой; в
четыре-пять лет происходит естественное усиление агрессивности малыша из-за
гормонального всплеска – и так далее. Не менее важно быть постоянно внимательным к ребенку, учитывать его физическое
состояние: может быть он "вредничает" неосознанно, просто хочет
спать, пить, есть, замерз, или кто-то его обидел. Ребенку важно иметь такой «кусочек пространства» или такое время, когда можно
беспрепятственно «выпускать пар» – шалить, пачкаться, беситься.
Какое наказание эффективно?
Наиболее эффективным является такой вид наказания, при котором ребенок
будет охотно своими силами исправлять сделанное им. К примеру, если он
разбросал вещи по квартире, нужно убедить его их собрать и разложить по местам
(Сказав ему, к примеру, что игрушкам "обидно" валяться на полу, или
что бабушка устала, ее нужно пожалеть и убрать все самостоятельно); если
испачкал одежду или обувь – убедить его самостоятельно вымыть, почистить или
застирать ее, а порванную книжку ребенок может склеить вместе со взрослыми. При
этом родители должны не грубо заставлять его, а именно побуждать самого ребенка
принять это решение. Также взрослым следует обязательно принимать во внимание
его возможности. Если малыш в силах исправить то, что он сделал, он сам
признает такое требование справедливым, если это слишком сложная для него
задача – взрослым стоит помочь ему. Вместо наказания можно вместе придумать сказку. Например, про приключения
непослушного зайки. В такой форме дети легче усваивают просьбы взрослых и
понимают свои проступки.
Можно ли с целью наказания лишать ребенка каких-либо
удовольствий?
- Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Это метод можно считать вполне приемлемым, особенно если взрослый заранее
проговорил с ребенком, за какие «правонарушения» тот будет лишен каких-либо
значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о таком наказании нужно без
раздражения, крика и агрессии – спокойным, вполне доброжелательным тоном. Ребенок обязательно должен быть сам согласен с наказанием и считать его
справедливым. Если же малыш не видит логической связи между своим проступком и
лишением, например, лакомства или воскресных развлечений, он затаивает обиду на
взрослых, вину же свою признает лишь формально, или не признает вовсе. И, конечно, ни в коем случае ребенка нельзя лишать еды, прогулок на свежем
воздухе, общения с другими детьми. Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у
него протест и порождает чувство неуважения к ним. Родители должны быть
последовательны в своих требованиях. А те слова, в которых родители обозначают
свои требования, должны быть ребенку понятны.
ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОГО
НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА
- Глубоко
вдыхаем воздух и считаем про себя (можно вслух) хотя бы до 5.
- Выпускаем пар - то есть пытаемся
доступно высказать свои претензии ребенку. Говорить нужно не о том, какой он
«ужасный несносный ребенок», а о своих чувствах: «я очень расстроена, мне
неприятно, ты меня разочаровал»… Практика показывает, что большинство «оплеух»
дети получают не за провинность, а за истрепанные родительские нервы.
- Даем слово «виновной стороне». В
процессе переговоров можно выяснить, что проступок ребенка не так уж и велик.
- Назначаем наказание СОИЗМЕРИМО с
проступком.
- Если ребенок не просит прощение, не
требуйте извинений. Это вызовет обоюдное раздражение. Чуть позже он этому
научится.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО МИРИМСЯ после ссоры. Есть золотой принцип гармоничных семейных
отношений: не ложитесь спать, не разрешив домашний конфликт (особенно с
ребенком). Какой бы проступок не совершил ваш малыш, Вы всегда должны оставаться
ему ДРУГОМ.
Здоровые
взаимоотношения - это не только подчинение, а прежде всего ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
Удачи!
|