Почему дети воруют?

       Многое  зависит от шкалы предлагаемых цен­ностей. Если родители своевременно не объяс­нили своим детям разницу между поняти­ями «свое» и «чужое», если ребенок рас­тет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на ме­сто другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

      Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать по­пулярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется.

Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, прини­мающего общения, вряд ли попадет в бла­гополучную компанию.

      Я условно выделяю три основные при­чины детского воровства:

  1. Сильное желание владеть понравив­шейся вещью, вопреки голосу совести.
  2. Серьезная психологическая неудов­летворенность ребенка.
  3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

       Наверное, каждый из нас хоть раз в жиз­ни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искуше­нием и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко расска­зывают даже самым близким людям.

       Такие кражи чаще всего не имеют по­следствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

       Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен со­вершить как дошкольник, так и подросток.

    Во-вторых, ребенок прекрасно понима­ет, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не мо­жет устоять.

      В-третьих, у такого ребенка уже доста­точно сформированы нравственные пред­ставления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

       Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, что­бы съесть немного фруктов: «Съем не­сколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется».

         При этом человек не считает, что совер­шает нечто предосудительное. Ему, конеч­но, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, ско­рее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его соб­ственность.

 

Реакция на травму.

      Наиболее серьезный повод для беспо­койства дает ребенок, который периоди­чески крадет деньги или вещи, принадле­жащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода со­вершают подростки и младшие школьни­ки, хотя истоки подобного поведения мо­гут находиться в раннем детстве.

      Обычно в процессе разговора с родите­лями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средства­ми (к сожалению, часто очень унизитель­ными для ребенка). И только в подростко­вом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители по­нимают, что ситуация выходит из-под кон­троля, и обращаются за помощью к психо­логу.

      Исследования психолога Э.Х. Давыдо­вой, проведенные в семьях ворующих де­тей, показали, что кража — это реак­ция ребенка на травмирующие  его обстоятельства   жизни.

     В семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между род­ственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в ран­нем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждеб­ность между родителями.

      Если составлять психологический порт­рет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброже­лательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе. Это неуверенные в себе, уязвимые дети.  Им необходима поддержка и эмоциональное при­нятие со стороны близких. Но своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше от­талкивают от себя окружающих, настраи­вают их против себя. Больше всего родных злит и раздража­ет, что совершивший проступок ребенок как бы ни понимает, что он сделал, он от­пирается и ведет себя, как ни в чем не бы­вало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покай­ся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения.      В результате между ним и близкими вы­растает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.    Такие кражи не имеют своей целью ни  обогащение, ни месть. Чаще всего ребе­нок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отве­чает: «Не знаю».    Одного мы не можем понять: кража - крик о помощи, попытка достучаться до нас.

 Способ самоутверждения.

   Воровство может быть способом само­утверждения, что тоже является свидетель­ством неблагополучия ребенка. Он, таким образом, хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (раз­личными угощениями или красивыми ве­щами).

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее от­ношение к ним родителей, хорошее отно­шение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

        Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким об­разом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собствен­ную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

      Не найдя поддержки и понимания в се­мье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным ро­дителям или мстит более благополучным сверстникам.

       Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего млад­шего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надеж­ды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе.  Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная кры­са, которой она поверяла все свои горе­сти и радости.   Причинами ее воровства были родитель­ская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание ото­мстить родительскому любимчику — млад­шему брату.