Контейнирование — способность к выдерживанию различных видов психической энергии: эмоций, напряжения, инстинктивных импульсов. Контейнирование это внутренняя способность выдерживать сильные эмоции - свои и чужие. Способность становиться для себя и другого неким трансформатором, который принимает в себя нечто непереносимое и возвращает в измененном виде, годном для усвоения. Термин контейнирование был введен в психоаналитическую литературу британским психоаналитиком Уилфредом Бионом (1897–1979), предложившим модель «контейнер-контейнируемое». В основе этой модели лежат представления о том, что младенец проецирует свои неконтролируемые эмоции (контейнируемое) в хорошую мать (контейнер), чтобы благодаря механизму проективной идентификации получить их обратно в более приемлемой и легко переносимой для него форме. Мать вбирает в себя проецируемые на нее ребенком части его психики и, придав им осмысленное содержание, возвращает их ребенку. Контейнируемое – это то, что проецируется, контейнер – объект, вмещающий в себя содержание контейнируемого. В данной модели мать выступает в роли контейнера, который вбирает в себя неконтролируемые, чаще всего негативные, эмоции младенца — контейнируемое.Поскольку малыш не умеет сам распознавать свои чувства, он их направляет на мать, та их интерпретирует, перерабатывает в более легкую и приемлемую форму и возвращает ребенку. Например, когда ребенок хочет есть и надрывается истеричным плачем. У него отсутствие еды приравнивается к страху смерти, ведь он совершенно беспомощен и не может решить ситуацию самостоятельно. И вот тогда приходит мама, которая успокаивает его, забирая страх смерти, трансформируя его. Младенец отдал свои эмоции матери, она их переработала и вернула ему в удобной и понятной форме. В основе этих отношений лежит материнская способность к терпимости. Если она не справится с эмоциональным потоком ребенка, то это приведет в дальнейшем к негативному результату. Например, когда на детский крик мать реагирует с тревогой и непониманием чего он хочет. Такая реакция в итоге создает дистанцию между матерью и ребенком. Кроме того, не переработанная эмоциональная информация возвращается к малышу и создает у него негативный опыт. Надо принять эти переживания. Не игнорировать. Не подавлять. Принять, это значит быть рядом с ним во время переживания. Даже не физически, а психологически. Дать время, пространство для переживания. Это значит разрешить переживать. Но как? Ребёнок сам еще не может это сделать — его внутренний эмоциональный контейнер слишком мал и только-только формируется. Мама может «поместить детские переживания в себя», «переварить», преобразовать и вернуть ребенку в доступном виде. Таким образом, очень хорошо выдерживать “капризы”, истерики, агрессию, ярость и сильные рыдания ребенка, и свои тоже. Как происходит контейнирование? Контейнирование возможно, когда у нас есть место внутри себя для того, чтобы принять, выдержать переживания другого человека и «переварить» их. То есть забрать у него то, что он не может пережить в себе сам. В этот момент мы чувствуем эмпатию к человеку. Забирая, эти чувства, мы озвучиваем и «перевариваем», то есть, как бы переживаем вместе и возвращаем другому человеку (например, ребёнку) в том виде, в каком он может с ними справиться. Вспомните ситуацию, когда вашему близкому человеку, мужу, подруге, нужно было просто высказаться о какой-то важной для них ситуации. И только после этого они стали способны анализировать, делать выводы и вообще спокойно об этом говорить. Что вы при этом делали? Были рядом, слушали, что-то отвечали. То есть принимали и отдавали. Так же можно и нужно вести себя с ребёнком. Способность к контейнированию важна для родителя, это одна из его задач. У ребенка много неконтролируемых эмоций, переживаний, которые его затапливают. Он только знакомится со своими чувствами, ощущениями, эмоциями, часто не понимает, что с ним происходит. Контейнировать, озвучивать то, что с ним происходит, тем самым возвращая ребёнку его «непереносимые» переживания в доступной для него форме.Когда ребенок напуган, мать должна чувствовать страх, который он ощущает, и чтобы понять его, она должна поставить себя на его место. Но в то же самое время, она не должна чувствовать себя только лишь испуганным ребенком. Ей важно ощущать себя еще и отдельной личностью, взрослой матерью, которая наблюдает за тем, что происходит с некоторого расстояния, и способна думать и отвечать надлежащим образом. Каждый из нас и в повседневной жизни может выступать как в роли контейнера, так и в роли контейнируемого. Это поддержка, защита, уверенность в способности пережить все эти сильные эмоции и чувства. Естественным образом такая техника применяется и на психологических консультациях, когда психолог выступает в роли контейнера. Клиент отдает свои эмоции и чувства, консультант их перерабатывает и возвращает в более легкой и удобной форме, оказывая при этом еще и поддержку, заботу. Статья составлена и взята из свободного доступа сети интернет |