
Когда человек знает истинные причины
возникновения какой-либо проблемы, то становится достаточно просто избавиться
от последствий. А агрессия ребенка
свидетельствует о том, что ребенок сталкивается с насилием. И не
обязательно физическим.
Насилие бывает 2 типов: физическое и духовное (моральное). О физическом и говорить
нечего, думаю, вы сами все понимаете. Приведу только данные о том, что ребенок,
которого наказывали физически, быстро деградирует. Она теряет пункты IQ
быстрее, чем вы можете представить. Попросту говоря, ребенок тупеет. Если же вы
когда-нибудь встречали разумного человека, которого избивали в детстве... Что
ж, родители этого человека убили гения.
В статье говорится о психологическом насилии. О давлении, которое мы так часто
оказываем на детей, чтобы они слушали. О «случайных» словах сказанных для того,
чтобы ребенок остро почувствовал свою вину. Об отказе разговаривать. О желании
тотального контроля над ребенком... Конечно, это все не про вас.
Давление
и насилие - главный враг ребенка. А врага надо знать в лицо.
Дети видят, слышат и помнят больше, чем считают взрослые. Нам кажется, что
ребенок в эту минуту не принимает участия в конфликте (увлеченный игрой,
смотрит телевизор, находится в другой комнате и т.д.). Но, на самом деле, дети всегда знают, когда их родители ссорятся.
Дети разного
возраста по-разному реагируют, но на всех детей - даже на младенцев - влияет
домашнее насилие. Любое домашнее насилие. Независимо
от того, направлено оно непосредственно на ребенка или другого члена семьи -
травмирует ребенка!
Дети по-разному реагируют, когда становятся свидетелями насилия в семье:
- Дети испытывают чувство вины, стыда и страха, как будто они ответственны за
насилие, которое им приходится наблюдать.
- Дети чувствуют гнев, потому что они не способны изменить то, что происходит
в семье.
Из-за этих переживаний, дети могут вести себя
следующим образом:
- Реагировать слишком агрессивно;
- Не признавать авторитетов;
- Быть пассивными или подавленным;
- Иметь запуганный вид;
- Жаловаться на головную боль, боль в желудке, постоянное чувство усталости и
сонливость.
В
семье ребенок узнает, как взаимодействовать с другими людьми, как относиться к
себе и к окружению, как справиться с трудностями и, по большому счету, что
такое жизнь.
Насилие имеет различные формы:
- Специально нанести себе или другому
телесные повреждения
- Невыразительные угрозы типа: «Ты у меня
доиграешься»
- Угрозы уйти, забрать детей, не давать денег,
подать на развод, рассказать что-нибудь
- Причинить вред домашними любимцами
того, кому хочешь отомстить
- Ломать и уничтожать личные вещи
- Использовать ругательные слова,
ругаться
- Унижать, постоянное подчеркивание
недостатков
- Запрет ложиться спать или насильного
пробуждения
- Обвинять во всех проблемах
- Критиковать мысли, чувства, действия
- Обращаться с ним/ней как с прислугой
- Игнорировать.
Не
трудно заметить, что все это не редкость в наших семьях. Мы не рассматриваем
это как нечто особенное. Так вели себя
наши родители, родители их родителей.
Такое поведение стало для нас
привычным. И часто мы просто не задумываемся над тем, как это может влиять на
нас самих и наших детей.
Когда возникает конфликт, взрослые часто так увлекаются им, что думают только о
том, как бы отстоять свою точку зрения. Им все равно, что происходит в
окружающем мире. Дети, безусловно, не могут быть сторонними наблюдателями. Мы все время должны помнить, что ребенок -
это наше зеркало. Если ребенок демонстрирует агрессивные реакции, это еще
не значит, что он делает отрицательный поступок.
Агрессия - это форма поведения, которая направлена на самозащиту
и служит для адаптации к окружающей среде, удовлетворение желаний и достижения
цели. То есть это то, что присуще нам с рождения, и то, что нельзя уничтожить,
можно только приглушить.
Агрессия -
за и против:
1. За
Агрессия - самозащитное
поведение, настоятельное, направленное на достижение цели.
Ребенок в этом случае ведет себя
агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а также
усовершенствовать свой опыт. Такое поведение служит для защиты потребностей,
собственности, прав и тесно связанная с удовлетворением личных желаний,
достижение цели.
Ребенок хочет что-то сделать, но у
него не получается. Нормально, что в этой ситуации он может рассердиться. Так
же поступают все (!) взрослые, это естественно. Не надо в этот момент ругать
ребенка. Лучше дать возможность ребенку «посердиться». Например, покричать,
избить боксерскую грушу или подушку, порвать газету. А потом сказать себе: «Я
все равно сделаю это». Научить ребенка направлять свою энергию в нужное русло.
Тогда обязательно все получится. И тогда не надо будет сердиться.
Этот тип агрессии является важным средством
развития познания и способности полагаться на себя. Он побуждает к необходимой
конкуренции, которая в своей основе не является враждебной и деструктивной.
2. Против
Агрессия
враждебная, т.е. злобное, неприятное поведение, которое наносит боль окружению.
Ненависть,
ярость, желание отомстить тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают
множество личных проблем и заставляют страдать окружение.
Враждебность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных
переживаний (чрезвычайная боль или стресс). То есть такое поведение - это следствие. И с ним ничего нельзя
сделать, если не найти и не избавиться от причины. Невыносимые стресс и боль
меняют врожденную агрессивность, которая никому не вредит, на противоположную,
вызванную желанием устранить источник боли или стресса. То есть возникает тип
агрессии, который приобретает черты внутреннего желания причинить вред или
уничтожить что-то в своем окружении, которые являются источником чрезвычайного
недовольства. Поскольку агрессивность неоднородна - в разных ситуациях надо
действовать по-разному. В одних случаях нужно поддержать ребенка, в других -
защитить от агрессивности. Иначе говоря, важно понимать, являются ли действия
ребенка направленными на самозащиту или враждебны. Так часто бывает, ведь у
враждебно настроенного человека работает 2-3% интеллекта. И у ребенка, и у
взрослого.
Наша задача - научиться разбираться в психологических особенностях детского поведения
и помочь детям сосуществовать с окружающим миром как можно лучше.
Поддерживать здоровую настойчивость, усилия для достижения цели.
Концентрировать энергию ребенка для того, чтобы получить желаемый результат.
Помогать детям освобождаться от ненужной вражды к другим, к себе, к обществу.
Речь идет не о том, чтобы «выбить»
враждебность палкой. Физические наказания, прижатия, ограничение никогда не
помогут ребенку справиться со своими агрессивными чувствами.
Скорее наоборот, наказание способствует
поддержанию агрессивного поведения и накоплению отрицательных чувств. По-настоящему помочь ребенку вы сможете лишь тогда,
когда вы поможете также себе.
Прекратить насилие в своем доме возможно, научившись уважать другое
мнение, другие индивидуальные особенности, другой стиль поведения.
Мы верим в вас!