Ребенок
воспринимает окружающий мир через нас, родителей. Именно в общении с нами он
вырабатывает свои собственные способы общения с другими людьми. Именно мы можем помочь ему научиться
понимать себя самого и других людей. А это – основа эффективного
взаимодействия с миром.
Основной метод, который предлагает современная психология – активное слушание. Активное слушание – такой вид общения с ребенком, при котором он как бы смотрит на себя самого при помощи заинтересованного и понимающего взрослого. Это учит его понимать свои чувства выражать их в приемлемой форме, находить выход из сложных ситуаций и извлекать из них опыт. Это позволяет ребенку стать более устойчивым, адаптированным и успешным в жизни. Активное слушание особенно важно, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу или совершил какой-то проступок, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо, несправедливо. Часто в разговоре с ребенком, переживающим эмоционально сложную ситуацию, родители пропускают самое важное звено – не дают ребенку информацию о том, что слышат о его переживании. Например, когда ребенок жалуется, начинают советовать, обучать правильным, с их точки зрения, действиям. Или пытаются выяснить, кто виноват. И тем самым оставляют за кадром самое важное – чувства ребенка. Оставляют его одиноким в своих переживаниях. И тем самым дают понять – твои чувства не принимаются в расчет, они неважны. Но для ребенка самое важное – это как раз его переживание, он захвачен им (обидой, страхом или злостью). И именно в проживании этого ему нужна наша помощь. АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА - ЗНАЧИТ БЫТЬ С НИМ РЯДОМ В ЭМОЦИОНАЛЬНО ТРУДНЫЕ МОМЕНТЫ, "ВОЗВРАЩАТЬ” ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ РАССКАЗАЛ, ПРИ ЭТОМ ЗАМЕЧАЯ И ОБОЗНАЧАЯ ЕГО ЧУВСТВА. Такое буквальное СОЧУВСТВИЕ родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Родители, которые научились слушать своих детей, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Если Вы хотите научиться слушать и слышать своего ребенка, обратите особое внимание на то, чего не стоит делать. Активное слушание НЕВОЗМОЖНО, если родитель:
Конечно, эти способы общения не могут, да и не должны быть вовсе исключены из взаимодействия с ребенком. Но это – не то, что будет способствовать налаживанию взаимопонимания. Если обобщить, то не стоит брать на себя роль следователя, судьи, начальника, всезнающего мудреца или няньки. Ваша задача – научиться быть заинтересованным слушателем.
Правила, навыки и приемы активного слушания. 1. Уделите разговору достаточное время, которое Вы могли бы посвятить только ребенку, не отвлекаясь на другие дела. Активное слушание невозможно «между делом». 2. Настройтесь на то, что Ваша главная задача – понять ребенка. Не научить, наказать, не дать совет, не обвинить или оправдать. И даже не добиться правильного поведения. А именно – понять, услышать. 3. Повернитесь к ребенку лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. 4. Важный навык – умение внимательно молчать. Если ребенок переполнен переживаниями, дайте ему возможность их выразить. Приемы:
5. Умение вести разговор «для ребенка». Ваши реплики должны быть направлены исключительно на то, чтобы как можно лучше понять ребенка, его состояние. И этим Вы поможете ему лучше понять себя. Приемы:
6. Дожидайтесь, чтобы ребенок отреагировал на Ваши слова - согласился с ними или опроверг их. 7. Будьте терпеливы и не настаивайте на том, чтобы ребенок немедленно нашел решение сложившейся ситуации. Иногда это решение и вовсе не нужно проговаривать. А иногда нужно выработать какие-то договоренности, но это уже потом. 8. Наблюдайте за изменением состояния ребенка и тем, насколько Вы сами чувствуете заинтересованность в диалоге.
Активное слушание, к сожалению, не привычный для нас способ общения. Но, если научиться ему, то результаты не заставят себя ждать.
И при этом сами родители начинают замечать новые качества и в самих себе. Они становятся более заинтересованными, чувствующими и понимающими, меньше раздражаются, научаются доверять ребенку. Таким образом, активное слушание оказывается не только способом налаживания отношений, но и средством преображения самих родителей.
|