Перевод главы из книги Б. Тернер «Sandplay and Storytelling: The Impact of Imaginative Thinking on
Children`s Learning and Development», 2005, изд-во Temenos Press (Чикаго, США). Барбара Тернер - песочный психотерапевт, доктор психологии,
член Международного общества Sandplay-терапии и Американской ассоциации
Sandplay-терапевтов и ISST, ведущая обучающих программ по песочной
психотерапии. В создание песочной композиции вовлечено множество физических процессов, таких как телодвижения, тактильные и зрительные ощущения, действия с фигурками и т.д. При тактильном контакте с песком и выборе фигурок у клиента возникают чувства и воспоминания. Badenoch (2008) обратил внимание, что физическое ощущение прикосновения к песку способствует интеграции нервных процессов в теле, лимбической системе и правом полушарие коры головного мозга. Другими словами, создание песочной композиции активирует и приводит в движение нейронные структуры мозга. Мозг и карты тела Согласно последним исследованиям, мозг создает ассоциативные карты, отражающие связи тела с окружающим пространством и формирующие у человека чувство воплощенного в теле «Я» (Blakeslee & Blakeslee, 2008). Всем известна предложенная Пенфилдом карта мозга, представляющая схему тела (1977). Используя легкий электрошок для предотвращения эпилептических припадков, нейрохирург Вайлдер Пенфилд из Монреальского университета случайно обнаружил, что под воздействием тока на разные участки мозга у пациентов возникали телесные ощущения, четкие воспоминания и т.д. Более того, ощущения имели постоянную локализацию в мозгу, т.е. повторная стимуляция определенного участка вызывала тот же отклик. Так, систематически стимулируя конкретные участки мозга, он начал составлять точную карту человеческого мозга, а медсестра фиксировала его открытия. Любопытный факт, что на ранних этапах этого исследования медсестрой д-ра Пенфила в течение долгого времени была свекровь Барбары. Крайне интересным было открытие, что ментальные карты тела не ограничены кожным покровом; они выходят за его пределы и включают окружающее пространство (Blakeslee, & Blakeslee, 2008). Нейробиолог Marco Iacoboni (2008) из Калифорнийского университета объясняет это явление следующим образом: нейроны зрительных и тактильно-рецептивных полей, относящиеся к конкретным участкам мозга, создают карту окружающего тело окололичностного пространства. Iacoboni описывает это пространство как карту потенциальных действий. На основании этой концепции можно сделать очень важные выводы для песочной терапии, представляющей собой терапевтическое взаимодействие клиента с песком и символическими фигурками в присутствии терапевта. Согласно исследованиям, ментальные карты тела могут расширяться и сокращаться, фиксируя объекты. Это означает, что, при действиях клиента с песком и символическими фигурками, эти предметы на нейронном уровне включаются в карты мозга. Находясь в окололичностном пространстве потенциального действия, они несут энергетический импульс иного бытия в мире и стимулируют психическое развитие. Воздействие образов на мозг Мы знаем, что образы оказывают сильное влияние на функционирование психики. Ранние исследования нейробиолога Ralph Haber (1983) выявили, что точность распознавания образов у испытуемых достигает 95%. В сущности, зачастую образы гораздо более ассоциативны, чем слова. Они активизируют многие кортикальные функции, включая воображение, при этом вызываемые ими ассоциации отличаются ясностью и четкостью и стимулируют творческое мышление и память. Благодаря последним исследованиям в области карт мозга мы стали понимать, что символические образы мощно воздействуют на клиента в течение длительного времени после завершения песочной композиции. Признавая силу влияния интернализованных символов, мы понимаем, что преждевременная интерпретация песочной композиции или обсуждение ее с клиентом ведет к более осознанной оценке содержания. Это препятствует нейронным модификациям, вызванным символическими образами, уже запустившими процесс изменения в мозгу клиента. При песочной терапии символические образы не просто встраиваются в ментальные карты тела клиента; помимо этого, клиентом поглощается и передается по нервным путям энергия наблюдающего терапевта. Во время сеанса песочной терапии, клиент и терапевт объединены едва уловимым, но поистине совместным переживанием. В силу своего опыта, личностного развития и обучения, терапевт должен уметь создавать надежное и заботливое присутствие в процессе трансформации клиента. В совместном поле ментальной карты клиента энергия и восприимчивость наблюдающего терапевта обеспечивают стабильность, необходимую клиенту в процессе нейронной реструктуризации, запускаемой образами. Важно помнить, что субъективное переживание нейронной реструктуризации может сопровождаться сильным чувством дестабилизации и даже ужаса. Нейропластичность Современные методы работы с образами и исследования в этой области свидетельствуют о том, что ментальные карты обладают гибкостью и способностью к изменению (Boleyn-Fitzgerald, 2010). Еще в 1973 г. польский нейрофизиолог Jerzy Konorski (1948), изучая изменения в мозгу под влиянием условного рефлекса, предложил термин нейропластичность. В недавнем исследовании Norman Doidge (2007) на материале переживших инсульт пациентов приведены убедительные доказательства того, что ментальные карты крайне пластичны и способны к трансформации и реструктуризации. Хотя мы и не можем непосредственно видеть, как символы встраиваются в ментальную карту клиента и оказывают нейронное воздействие, но можно предположить, что влияние это значительно. С учетом пластичности нейронов вполне логично допустить, что средством изменений в нервных структурах являются образы, создаваемые правым полушарием.
Самосознание как нервный процесс Теперь давайте рассмотрим, как нейронная пластичность влияет на наше психологическое функционирование и представление о том, кто мы есть. Для этого мы должны сначала рассмотреть, как мозг порождает самосознание. Объективно самосознание – это активная функция мыслительных схем, типичных сценариев поведения и жизненного опыта. С точки зрения нервной активности, субъективное ощущение Я – это не образование, а сложный нервный процесс. Есть множество различных теорий и мнений на этот счет, но для наших целей важно понимать, что ощущение Я есть процесс осознавания (Damasio, 2010). Этот осознавание касается наших убеждений и того, во что мы верим. Именно этот процесс позволяет нам осознавать наши переживания и рефлексировать их. Нейробиолог Antonio Damasio (2010) сказал, что объективный смысл самосознания – это … … динамический комплекс интегрированных нейронных процессов, связанный с центральным образом материального тела и проявляющийся в динамическом комплексе интегрированных психических процессов (p. 9). Damasio (2010) также считает, что субъективное «Я» формируется набором вызванных впечатлениями чувств, или внутренних образов. Именно это субъективное чувство «Я» порождает осознанность, а то, что мы называем умом, является структурированной совокупностью всех этих внутренних образов. Восприятие – это не пассивное поглощение входящей информации. Оно активное строится из разрозненной и неясной информации, поступающей от органов чувств. Поступление информации сопровождается непрерывным процессом обратной связи, сопоставляющим входящую информацию с привычными для мозга ожиданиями и убеждениями. Когда высшие структуры мозга находят смысл в поступившей информации, они посылают обратную связь низшим структурам, подтверждая, что наши переживания соответствуют нашим представлениям о происходящем с нами. Однако часто наши ожидания и убеждения искажают входящую информацию. Реальность во многом состоит из наших ожиданий и убеждений (Blakeslee & Blakeslee, 2008). Убеждения встроены в связи между нейронами. Наши переживания структурируют их в нейронные сети, которые активизируются в соответствии с нашими ожиданиями о том, как устроен мир. Blakeslee & Blakeslee комментируют: Убеждения в итоге так же материальны, как клетки мозга, поскольку именно там они создаются и хранятся, а при поступлении новой информации обновляются или разрушаются (2008, с. 699). Нейробиолог и директор центра по изучению мозга SAGE при Калифорнийском университете в Санта Барбаре Michael Gazzaniga (1998) считал, что убеждения непосредственно связаны с субъективным «Я» тем, что он называл интерпретатором - той функцией мозга, которая создает истории для объяснения нашего поведения. В представлении Gazzaniga, именно это психическое свойство порождает системы убеждений и создает установку того, что есть «Я». Он сравнивал сознание с оргáном и отмечал, что «Я» есть новоявленный результат процесса, а не сам процесс – это та часть оргáна, которая считает, что она и есть органист (Boleyn-Fitzgerald, 2010). Подобным же образом Гарвардский психолог Steven Pinker (2007) говорил, что то, что мы называем сознанием … …на самом деле состоит из водоворота событий, распределенного по всему мозгу. Эти события борются друг с другом за внимание, а когда один процесс побеждает остальные, мозг рационализирует результат и создает впечатление, что за все отвечает единое «Я» (p. 3). Теперь, когда мы понимаем, что наше самосознание состоит из мириад систем убеждений и ожиданий, проясняется картина составляющих нашего психологического функционирования. В отличие от наследственных нервных нарушений, наше представление о себе, о своем месте и ценности для этого мира, своих бессознательных ожиданий относительно реакции других людей на нас, об отношении к нам жизни и т.д. состоит из нейронных связей, созданных нашим опытом. Если ранний опыт индивида связан с безопасным, заботливым и уважительным отношением, то в его нейронную сеть встроено ожидание признания его ценности, уважения и т.д. Взрослея, такой человек смотрит на мир сквозь нейронные линзы своих ожиданий и предполагает, что люди будут соответствовать этим ожиданиям. В результате настроя на позитивное поддерживающее отношение его будут привлекать соответствующие люди и обстоятельства. Если же индивидуальный опыт связан с пренебрежением, предательством, насилием и т.п., то такого индивида будет тянуть к людям и ситуациям, соответствующим его негативным ожиданиям. Хорошо это или плохо, но воспроизводя свои шаблоны ожиданий, мы подкрепляем и усиливаем нейронные сети, поддерживающие их. Однако при наличии опыта, не подкрепляющего привычные схемы и создающего новые возможности, развиваются новые нейронные схемы. Нейропластичность и гибкость мозга может в конечном итоге изменить наше восприятие себя и реальности (Boleyn-Fitzgerald, 2010). И это, конечно, сфера психотерапии и область того, что мы называем научением. Damasio (2010) отмечал, что на протяжении нескольких поколений накоплены данные, подтверждающие, что генóм человека трансформируется в результате социокультурных изменений. С течением времени изменения в нейронных схемах наших мыслительных шаблонов приведут к модификации нашей ДНК. Хотя изменение генома человека и займет некоторое время, этот факт подтверждает то, что мы меняемся благодаря своему опыту. Нервные процессы в основе психических изменений Ключом к изменению наших нейронных схем является отказ от привычных шаблонов и абсолютно новый опыт. Это представляется очень сложным, поскольку мы слепо настроены на воспроизведение старых шаблонов. Песочная терапия создает идеальные условия для изменения и новой реальности. Вспомним утверждение Юнга (1981b), что психике человека присущ центральный организующий принцип, который он называл Самостью, и что психика обладает природной склонностью к исцелению и саморазвитию. Песочная терапия ослабляет влияние левого полушария в процессе создания песочной композиции и повышает образную нейронную активность правого полушария, запуская процесс исцеление травмы, ран, потерь и других нейронных шаблонов, препятствующих здоровому функционированию психики. Фигурки и символы, которые выбирает клиент в точном соответствии со своими иррациональными нейронными шаблонами, и есть то, что способствует его дальнейшему психическому развитию. Возникают символические образы, отличные от привычных нездоровых нейронных реакций, которые становятся основой новой фазы исцеления и развития клиента. С каждой песочной композицией, создаваемой на протяжении курса песочной терапии, ошибочные или деструктивные нейронные схемы перестраиваются на пути к Самости. Используемые по отдельности и в группах, символы в песочных композициях способны создать абсолютно новый нейронный опыт, опережающий сознание. Чем ближе нейронные схемы к организующему принципу Самости, тем лучше функционирует психика. Исследователи обнаружили, что разделение мозга на полушария не столь однозначно, как это считалось ранее. Сейчас известно, что левое полушарие не является исключительно областью логики или языка, точно так же как правое полушарие не является единственным вместилищем эмоций и зрительных образов. Как правое, так и левое полушария вовлечены в различные аспекты логики, языка, эмоциональности и визуального восприятия (Hellige, Laeng & Michimata, 2010). И все же мозг разделен на полушария широкой полосой нервных волокон, известных как мозолистое тело, основной функцией которого является препятствование проникновению сигналов из другого полушария, а оба полушария имеют свои характерные режимы функционирования. Левое полушарие концентрирует внимание на том, что уже известно, в то время как правое полушарие широко открыто любым новым возможностям. Когда мы знаем, что что-то является важным, мы используем левое полушарие, чтобы быть конкретным. Это требует обобщения и упрощенной версии реальности. Напротив, правое полушарие всегда готово к восприятию того, что может отличаться от наших привычных ожиданий. Это чрезвычайно творческое пространство, где появляются новые вещи, выходящие за рамки наших ожиданий. При этом воображение, способное вырабатывать новые идеи, требует работы обоих полушарий. Образы и нейронные изменения Ronald Finke (1986), исследователь в области спорта из Техасского государственного университета, отмечал, что формирование ментального образа подготавливает нейронные механизмы зрительной системы к предвосхищающему восприятию реальности. Образы ускоряют изменение. Психические образы в песочной терапии производят нейронные изменения в мозгу, которые настраивают индивида на восприятие, или принятие их содержания как реальности. Образ изменяет наши ожидания, наше предвосхищение реальности. Через нейронные механизмы зрительного восприятия образы в песочной терапии работают на преобразование привычного восприятия и активизацию новых способов восприятия. Они подготавливают нас к восприятию новых вещей и новых способов бытия и действия. Исследование Haber о припоминании образов (1983) и исследование Finke о предвосхищающих свойствах образов (1986) выявили значимость воздействия символических образов в песочной терапии. Образы надолго сохраняются, активируя воображение и творческую нейронную активность. Кроме того, как говорилось выше, символы, используемые в песочной терапии, буквально встраиваются в бытие индивида, продолжая воздействие на нейронном уровне. При создании песочной композиции вновь сформированные нейронные схемы находятся в самом начале своего развития; они продолжают расти, по мере того как клиент включает символы в свою карту тела. Когда новые нейронные схемы получают достаточное развитие, клиент начинает осознавать изменения, иногда едва заметные, иногда значительные, в своих способах переживания или реагирования на жизнь. Новый психический материал, т.е. способы бытия, постепенно вовлекает левое полушарие мозга, придавая содержанию образов новый смысл и фокусируя на нем сознание. То, что ранее глобально обобщалось в правом полушарии, организуется и категоризуется левым полушарием, в результате чего происходит межполушарная интеграция. Только что созревшие нейронные схемы определяют новые способы восприятия реальности и бытия в мире, которые сейчас осознаются клиентом и интерпретируются им как реальные. Теперь психика готова опять пройти через те же изменения и процессы развития, в качестве отправной точки используя новую форму реальности, или самосознания. Таким образом, процесс продолжается. Конечно, мы намеренно упростили это описание. В реальной песочной работе нередко доводится видеть, что психические изменения происходят одновременно на нескольких уровнях. В действительности из-за сложного взаимодействия символических образов невозможно полностью понять все то, что возникает в процессе песочной терапии. Мозг и взатмоотношения. Сети зеркальных нейронов Открытие зеркальных нейронов Еще одна увлекательная область исследований в нейропсихологии связана с сетями зеркальных нейронов. Нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос Анжелесе Marco Iacoboni (2008) описал зеркальные нейроны как нейронные корреляты процесса подражания, необходимого для понимания других. Iacoboni отметил, что сети зеркальных нейронов интегрируют информацию, получаемую с помощью психических функций восприятия, действия и познания (Iacoboni, 2008). Зеркальные нейроны были открыты в начале 1990-х исследователем Giacomo Rizzolatti и его коллегами Fadiga, Gallese и Fogassi (1992a, 1992b). Работая в лаборатории нейронных исследований в Пармском университете, Rizzolatti, коллега Iacoboni, изучал влияние моторного движения на мозг макак (Iacoboni, 2008). Его особо интересовал участок премоторной коры, связанный с планированием, выбором и выполнением действий. Примечательное открытие было сделано в тот момент, когда некое действие ученого вызвало отклик в мозгу обезьяны, подобный нейронному импульсу, как если бы обезьяна сама выполняла это действие. И хотя до сих пор еще обсуждают и спорят, что именно делал исследователь – ел мороженное, арахис и т.д. – основная идея в том, что мозг наблюдателя отреагировал так же, как и мозг человека или животного, выполняющего действие. Двигательные клетки активизировались при восприятии действий другого. Зеркальные нейроны находятся в премоторной коре обоих полушариях, и они очень важны для двигательного поведения. Активизация цепочки зеркальных нейронов вызывает подражание последовательности простых действий, создавая представление о действии в нашем мозгу и позволяя нам понимать намерения других (Iacoboni, 2008). Кроме того, зеркальные нейроны и лимбическая система мозга анатомически связаны с инсулярной корой – той областью мозга, которая отвечает за многие функции регуляции тела, за оценку степени боли и субъективное переживание боли при наблюдении боли других. Это позволяет нам понимать эмоции других. Короче говоря, мы понимаем психическое состояние других через мысленное подражание им с помощью зеркальных нейронов. Кодируя как свои действия, так и наблюдения за действиями других, мы вырабатываем единый нейронный код, в результате которого устанавливаем соответствие между собой и другими. Взаимодействие и нейронные связи Boleyn-Fitzgerald (2010) обнаружил, что каждый раз, когда мы взаимодействуем, мы воздействуем на мозг друг друга. Это ставит несколько фундаментальных экзистенциальных вопросов: Возможно ли значение без межличностного отражения и совместно созданного поля разделенного понимания? Кто я без тебя? Если ты не видишь меня и не разделяешь моего переживания, есть ли я? Каждый раз, когда мы реагируем на мысль или эмоцию, одновременно меняется наше собственное когнитивное и эмоциональное переживание. Зеркальные нейроны являются биологическим базисом этой межсубъектности. На самом деле мы не разделены (Iacoboni, 2008). Эти открытия о синхронии мозга между людьми очень важны для песочной терапии. В совместном опыте песочной терапии терапевт разделяет с клиентом его опыт создания композиции. Он буквально сливается с клиентом через полное внутреннее подражание эмоциональному, физическому и когнитивному воздействию песочной композиции. Терапевт не просто наблюдает и записывает, он также переживает физически, эмоционально и когнитивно то, что происходит с клиентом в процессе создания композиции. То же самое происходит при анализе материалов сессий. Хотя при работе с фотографиями мы не наблюдаем двигательную активность клиента, мы находимся в резонансе с его психическим стремлением. При наблюдении за символическими образами наши нейронные импульсы синхронизированы с рисунком нейронных импульсов клиента. Сеть зеркальных нейронов клиента отражает то, что терапевт ценит его композицию и признает ее реальность, и она, в свою очередь, становится реальностью и для клиента. Таким образом, то, что возникает, занимает свое место, чтобы стать доступным осознанию. Сети зеркальных нейронов и песочная терапия В песочной терапии клиент и терапевт совместно переживают символическое поле в свободном и защищенном пространстве. Поскольку символическое содержание находится вне пределов сознания клиента, он переживает некоторый стресс. Эта ситуация является своего рода проективной идентификацией в том плане, что клиент бессознательно заставляет терапевта переживать то, что сам не может удержать, таким образом исследуя содержание переживаний с помощью заместителя и приходя к его пониманию. В процессе песочной терапии клиент испытывает психическое напряжение, даже если содержание носит вполне позитивный характер. Задачей терапевта является установить достаточное равновесие в отношениях с клиентом, чтобы клиент имел доступ к потенциальному пространству, необходимому для принятия и интеграции материала как части своей реальности. Такое совместное правополушарное переживание клиента и терапевта позволяет клиенту безопасно и с интересом преодолеть неопределенность и дискомфорт неизвестного. Правое полушарие также доминирует при обработке негативных эмоций и опосредовании боли. Клиент чувствует себя в безопасности, когда он ощущает через сеть зеркальных нейронов, что терапевт находится под воздействием его негативного материала и при этом в состоянии вынести и удержать его. Сети зеркальных нейронов и научение Еще одним удивительным свойством сетей зеркальных нейронов является та роль, которую они играют в научении и речевом развитии. В работе об образной активности мозга нейробиологов Oztop, Kawato и Arbib (2006) говорится, что функции зеркализации выполняются не отдельными нейронами, а системами, представляющими собой пересечение нейронов различных модальностей. Высшие функции мозга, такие как понимание, подражание и речь, связаны с этими системами зеркальных нейронов. Нейробиолог V.S. Ramachandran (2002) считает, что ранние формы речи появились благодаря отражению моторных движений губ и языка других. Сети зеркальных нейронов, роль руки в научении и появление речи Зеркальные нейроны в премоторной коре В своих ранних работах Rizzolatti и Arbib (1998) относят систему зеркальных нейронов к премоторной коре, где она пересекается с другими нейронами – управляющими мелкой моторикой пальцев. Ученые предположили, что зрительное восприятие, необходимое для периферической ловкости руки, способствовало эволюционному развитию, начавшемуся с распознавания движений и приведшему к подражанию движениям. Arbib (2002, 2005) развил эту гипотезу, предложив модель развития, которая включает семь эволюционных стадий: простое хватание; зеркальное хватание; простое подражательное хватание; сложное подражательное хватание; прото-знаки, или жестовая коммуникативная система; прото-речь, или звуковая коммуникативная система; и наконец, речь. Согласно Oztop, Kawato и Arbib (2006), в работе Rizzolatti и Arbib говорилось, что зеркальные нейроны являются предшественниками речевых нейронных систем. Авторы также утверждали, что свойства зеркальных нейронных систем в зоне Брока (которая играет важную роль в речепроизводстве) обеспечивают эволюционную основу для общего значения единиц языка. Нейробиолог Frank Wilson (1999) подтверждает, что разумное использование руки связано с языком, поскольку жесты предшествуют речи. Wilson считает, что к изобретению языка люди подошли через использование общих жестов. Лингвист George Lakoff из Калифорнийского университета в Беркли отмечал, что грамматика по своей сути является пространственной (1987). Lakoff описывал структуры повторяющихся когнитивных процессов, которые он называл образными схемами. Из таких шаблонов возникли понимание и причинно-следственная атрибуция. В одном из последних исследований Gallese и Lakoff (2005) утверждали, что речевые способности – неотъемлемое свойство тела. Эти ученые пришли к выводу, что зеркальные нейроны играют важную роль для языка, заключающуюся в том, что они вводят наш индивидуальный опыт в социальный контекст, который мы делим с другими. Это представление созвучно концепции телесной семантики Iacoboni (2008) об активации посредством зеркальных нейронов участков тела, связанных с действиями, которые мы видим или о которых слышим или читаем. Эволюционный вклад руки состоит в развитии автоматической способности к мелкой моторике и далее – к возможности перестраивать схемы мозга (Wilson, 1999). Нейробиологи теперь говорят о телесном познании – концепции, согласно которой мышление неотделимо от тела и движения, – и делают вывод, что наиболее эффективные методы развития интеллекта ориентированы на объединение мышления и тела (Gallese, 2007). Oliver Sacks (1990) подчеркивает, что эволюция сознания происходит при укреплении связей нейронных групп. Он назвал этот процесс отбором. Sacks утверждает, что основа отбора – не просто ощущения. Фактически, в основе восприятия лежит движение. Сочетание ощущения и движения составляет основу смысла. Рука и песочная терапия Это исследование ясно продемонстрировало, что рука играет значительную роль в мышлении и движении (Wilson, 1999). Рука также тесно связана с речевыми навыками. На основании этого исследования не сложно предположить, что движение рук при песочной терапии может иметь прямое воздействие на нейронные основы фундаментального процесса мышления и речевые навыки. Конечно, у нас нет точной информации о нейронных коррелятах движений рук в песке, но вполне возможно, что при этом процессе развиваются и укрепляются нейронные схемы, связанные с языком и мышлением. Если при сравнении показателей предварительной и заключительной диагностики детей будут выявлены улучшения, их можно будет непосредственно отнести на счет манипуляций с песком и фигурками. Зрительные образы и песочная терапия Зрительный аспект песочной терапии также влияет на процесс научения и изменения. Сама конструкция песочницы имеет ряд интересных преимуществ для нервных процессов. Исследователи обнаружили, что одни нейроны реагируют только на горизонтальные линии в зрительном поле, другие – только на вертикальные (Iacoboni, 2008). Разрешающая способность зрения снижается более медленно вдоль горизонтальных осей зрительного поля, чем вдоль вертикальных осей. Поскольку песочная терапия работает в горизонтальном поле песочницы, она облегчает фокусировку на содержании образов. Мы уже обсуждали, что, создавая карту тела, мозг вовлекает в нее близлежащие объекты и таким образом включает их в представления индивида о себе. За счет этого образы сохраняются длительное время после окончания сеанса песочной терапии. Ученые обнаружили, что эти образы обладают важными зрительными качествами, которые могут подготовить индивида к восприятию информации об объекте (Finke, 1986). Интернализованные образы символических фигурок настраивают мозг на восприятие качественного содержания, заключающегося в образах. Это стимулирует нейронный рост для интеграции содержания образов, которое несет именно те психические свойства, которые нужны индивиду для его развития. Руки и рассказ о песочной композиции Руки также играют важную роль для рассказа о песочной композиции. Wilson (1999) говорит, что манипулятивная игра с предметами когнитивно сравнима с рассказыванием истории. Передвижение предметов руками подчинено определенной причинно-следственной структуре, что является высшей функцией человеческой речи. Все, что делают руки, имеет начало, середину и конец – это история, рассказанная руками. Манипуляции с чем-то, направленные на создание чего-то, когнитивно сравнимы с созданием истории. Истории, создаваемые манипуляциями руками, являются простейшими когнитивными структурами, которые переносят содержание действий в слова. Они крайне элементарны – просто начало, середина, конец. В песочной терапии руки двигают песок и фигурки, размещая их, передвигая и располагая относительно друг друга, таким образом придавая какую-то значимость взаимоотношениям между ними. Из этих действий рождается основа новой истории о том, кто мы есть. Это поистине творческий акт, в котором мы набрасываем свое восприятие мира и своей роли в нем. Стимулируется нейронный рост, мы растем и меняемся. Wilson (1999) описал суть простой, но при этом основополагающей роли, которую играют руки в определении чувства «Я»: Мы, люди, есть то, что мы есть, не только благодаря нашей рациональности, но также благодаря способности использовать свою иррациональность. . . . наша рациональность вскармливается бессознательным и оживляется непоседливым любопытством (p. 312). Спрашивая ребенка, хочет ли он рассказать историю о своей песочной композиции, мы даем ему возможность углубить творческое переживание, актируя речевые центры мозга. И когда история озвучивается голосом, это тоже значимый опыт при создании песочной композиции. Важно помнить, что для развития и содержания, и сложности таких функций, как речь, письмо и счет, нужно более широкое, основанное на образах, открытое восприятие правого полушария. Совместное применение песочной терапии и рассказа о композиции объединяет творческий процесс и структурирующие функции языка, таким образом, облегчая глубокие структурные нейронные изменения. Источник http://www.b17.ru/article/11142/ |