По материалам статьи:
http://www.tapuz.co.il/tapuzforum/main/articles.asp?id=201&art_id=93
С психологической точки зрения сегодня принято
считать, что трудности обучения и/или дефицит внимания негативно влияют на весь
комплекс эмоциональных, семейных и социальных аспектов. Как следствие, это
создает проблемы ребенку и его родителям в процессе его роста и воспитания. Влияние
трудностей обучения и/или дефицита внимания начинается с рождения и приводит к
отставанию ребенка от сверстников в плане функционирования. Поэтому дальше это влияние распространяется на
процесс развития ребенка, на его взаимоотношения с родителями и братьями.
Родителям приходится стать "другими родителями", что создает им
дополнительные проблемы, особенно если один из родителей тоже имеет трудности
обучения и/или дефицит внимания.
У ребенка с трудностями обучения и/или
дефицитом внимания с младенчества (0-2 года)
возникают проблемы нормального развития, поэтому родители ощущают особое
родительское бремя и трудности, которые могут выражаться по-разному (в
особенности, если ребенок родился после тяжелой беременности или были
осложнения во время родов или после них).
Такой ребенок медленно воспринимает, учится и
усваивает "материнскую схему" (подразумевается главный воспитатель
ребенка), что вызывает у него страх одиночества. Ему также сложно создавать соответствующие
сигналы в разных неудобных для него ситуациях. Иными словами, такие дети могут
много плакать по пустякам и с трудом успокаиваются из-за непонимания
успокаивающих сигналов матери. Успокаивает только физическое присутствие. То
есть существуют трудности коммуникации между матерью и ребенком: отношения
между объектами и симбиоз мать-дитя могут быть нарушены и не удовлетворять ни
одного из них.
На
этом этапе мать может ощутить отчаяние от того, что рождение капризного ребенка
разбивает ее мечты о материнстве: его темперамент не соответствует ее
ожиданиям, и ей нелегко справляться с ним. У нее могут возникнуть опасения, что
она не способна удовлетворить потребности младенца, чувство вины, и ей будет
трудно дать ему позитивное "отражение" (например, подражать его
агуканью) и восхищаться им. Может возникнуть проблема координации между
ребенком и реакцией матери, особенно если он непрерывно плачет, а она
чувствует, что не понимает его. У матери может появиться ощущение, что ребенок
трудный, она отчаивается, в некоторых случаях даже "оплакивает"
ребенка своей мечты, которого она не дождалась. Из-за отсутствия правильного
восприятия материнского образа могут возникнуть трудности при выходе из
симбиотической фазы, и мать не сможет отдалиться.
На следующем возрастном этапе (2-4 года) малышу с трудностями обучения и/или дефицитом
внимания, неверно усвоившему материнский образ, а также с нарушенными
двигательными, перцептивными (восприятие) и когнитивными навыками будет трудно
обрести чувство независимости. Эти трудности вызовут сомнения в возможностях
ребенка, ему будет сложно контролировать свои чувства и поведение (много
плачет, кричит, кидается на пол, кусается, дерется и т.д.), а также усвоить
границы и режим дня.
Отставание в речевом развитии
помешает ощутить речь вместо прикосновения как средство успокоения, чувства
уверенности и регуляции поведения (ребенку будет трудно понять вербальные
сигналы, относящиеся к поведению). В поведении ребенка может отразиться
конфликт между желанием отдалиться и стать независимым и между страхом быть
покинутым матерью. Уже на этом этапе могут возникнуть социальные трудности, в
основном из-за несдержанного поведения и неумения ребенка выразить себя и свое
отчаяние другими способами.
Родители же не смогут позволить
ребенку независимость, потому что он нуждается в постоянном надзоре. У них
могут возникнуть опасения по поводу задержек развития, возрастут сомнения в
возможностях ребенка и стыд за него. Из-за сложностей в установлении границ
родители воспринимаются окружающими как "родители, не умеющие воспитывать
ребенка" и даже как не заботящиеся о нем, если ребенок подвергает себя
опасностям из-за того, что ему трудно планировать свои действия и он не
понимает, что опасно.
Когда ребенок достигает этапа
"выхода в свет" (3,4-6 лет),
поступает в воспитательное учреждение и начинают появляться когнитивные
требования, проявляются его эмоциональные и функциональные недостатки.
В рамках воспитательного учреждения проявятся его речевые проблемы и трудности
в достижении учебных успехов. Поскольку ребенок не понимает внешнего окружения
и не ладит с ним, страдает его самовосприятие. Ребенку видится, что это
окружение затопляет его, требует, угрожает и не поддается его контролю. Ребенок
ощущает себя неспособным справиться с требованиями воспитательного
учреждения.
Ребенку будет сложно построить
сильное собственное "Я" и положительную самооценку. Проблемы
отразятся также на создании социальных связей, требующих сложного восприятия,
речи, изучения правил и кодов, умения отложить немедленное удовлетворение
желаний, способности адекватно реагировать, эмоционального контроля и эмпатии.
Ребенок может страдать от отчуждения, одиночества и приставаний.
Проблемы саморегуляции воспрепятствуют
развитию центров внутреннего контроля и автономии, что вынудит окружение
создать плотные границы, которые помешают проявлению инициативы и накоплению
собственного опыта.
Подавление речи и воображения нарушает способность соответствующим образом
справляться со страхами, конфликтами и отчаянием. Отчаяние может проявиться в
агрессивном поведении. У ребенка, которому сложно преодолеть Эдипов конфликт,
может пострадать сексуальная самоидентификация.
Родителям надо бороться с проблемами адаптации ребенка и быть постоянными
посредниками между ним и внешним миром, параллельно выявляя причины трудностей.
Родители, которые все чаще и чаще сталкиваются с представителями
воспитательной, диагностической и коррекционной системы, вносящими диссонанс в
размеренный быт семьи и список ее приоритетов, ощущают отчаяние и страх:
"Что с ребенком?", - и затрудняются выработать последовательный
воспитательный подход.
Следующий этап (6-12 лет), переход в школу, приносит продолжительные трудности в
академической и социальной сферах. У ребенка с трудностями обучения и/или дефицитом
внимания разовьется чувство неполноценности, вместо прилежания и созидания,
которые формируются на эмоциональной и социальной потребности достичь успехов,
что свойственно остальным детям.
Трудности в обучении и нарушение
внимания приведут к отставанию в учебе. Возрастающее отчаяние и понижающаяся
самооценка и вера в свои силы уменьшают мотивацию к учебе и к получению помощи.
Социальные проблемы усилят ощущение неудач и душевные переживания. Дети
чувствуют, что они разочаровывают родителей и по сравнению со своими братьями.
Это усиливает ощущение одиночества, обвинения, зависть и злость.
От родителей требуются
продолжительные усилия в помощи ребенку в учебе и обеспечении его комплексом
учебной и эмоциональной коррекции. Часто им приходится бороться за признание
особых образовательных потребностей ребенка и его способностей и за его право
на поддержку и особые условия в школе. Иногда родители вынуждены бороться с
требованиями системы перевести ребенка в спецшколу или спецкласс или давать ему
лекарства – все это впридачу к их борьбе с поведенческими и эмоциональными
проблемами дома.
В подростковом возрасте (12-18 лет) ребенок находится на этапе, требующем от него зрелого
становления и самоидентификации. Для любого ребенка это неясный и неустойчивый
период – а тем более, если речь идет о ребенке с трудностями обучения и/или
дефицитом внимания, поскольку этот процесс происходит после того, как ребенок
накопил груз неудач по отношению к своим учебным трудностям, и поэтому он низко
оценивает свои возможности. В отношении социальных проблем встает вопрос, как
его воспринимает противоположный пол. Ребенок с трудностями обучения чаще всего
эмоционально незрелый, и его собственное "Я" неустойчиво из-за
проблем регуляции эмоций и поведения.
Родители по-прежнему озабочены
учебой ребенка, его общественными связями и, разумеется, начинают волноваться о
его будущем: окончание учебы, служба в армии и дальнейшие возможности. Возрастает
также их забота о контроле и регуляции поведения в сексуальных вопросах, к
этому добавляются опасения, связанные с алкоголем, наркотиками и
правонарушениями.