Источник:
Израильский форум родителей
детей с СДВГ
В жизни ребенка (и взрослого) с СДВГ порядок является чрезвычайно важным
элементом.
Чем лучше организовано
физическое пространство, чем больше оно упорядочено, гармонично и спокойно, тем
меньше в нем раздражителей, притягивающих взгляд и отвлекающих внимание.
Поэтому так важно не только приводить комнату в порядок, но и заранее
позаботиться о такой системе организации, которая уменьшит обилие
раздражителей.
Трудно соблюдать порядок,
поскольку у ребенка, даже если он предпочитает порядок, нет представления о
том, как убрать комнату. Для наведения порядка требуется рассортировать разные
вещи, решить, как организовать свое время и каким способом сделать дело. Эти
действия проблематичны для ребенка с СДВГ, и мы должны помочь ему. К тому же
этот учебный процесс длится довольно долго и требует усилий со стороны
родителей.
Очень важно, чтобы в комнате
ребенка был порядок, однако надо помнить, что в той же мере и по тем же
причинам важен порядок во всем доме.
Наведение порядка и его
соблюдение должны быть частью ежедневных дел. Ниже даны установки, применимые в
любой области, будь то игрушки, одежда, кухонная утварь и т.д.
- Прежде всего решите, как должна выглядеть приведенная в порядок
комната.
а) Установите пружины в дверцах шкафов, чтобы они всегда были
закрыты.
б) Оборудуйте в комнате полки и поставьте на них большие коробки для
игрушек.
в) В каждую коробку складывайте только один вид игрушек.
г) Желательно, чтобы коробки были одного цвета (лучше светлого и
неяркого).
д) На каждую коробку можно наклеить картинку с изображением ее
содержимого. Например, на коробку с машинками наклейте рисунок машинки, на
коробку с лего – рисунок кубика лего и т.п.
е) Точно так же подготовьте коробки для ручного труда, для карточек и
т.д.
ж) Если есть место в шкафу, освободите нижние полки и превратите их в
полки для игрушек и книг.
з) Придерживайтесь одного и того же расположения коробок.
- Отсортируйте игрушки и позаботьтесь о том, чтобы
в комнате было умеренное их количество. Избыток игрушек не рекомендуется.
Приспособьте содержимое комнаты к потребностям ребенка, пострайтесь
избежать хранения в комнате вещей, имеющих историческую или сентиментальную
ценность, которые не важны вашему ребенку лично.
- Определите систему наведения порядка.
а) Самый простой метод – установить, что каждую игру следует вернуть на место
перед тем, как взять следующую. Это – закон.
б) Дополнительный способ – положить все игрушки в одно место – например, на
кровать, – разобрать их и затем разложить по своим коробкам.
в) Установите процедуру "на крайний случай", которую можно применить
в случае большого беспорядка и дефицита времени на уборку. Например, поставьте
большой ящик, в который собираются все разбросанные игрушки, пока не будет
достаточно времени разложить их по местам.
г) Установите время наведения порядка. В любом случае, не позволяйте ребенку
спать в неубранной комнате. Позаботьтесь о том, чтобы перед сном комната была
приведена в порядок.
- Раз в неделю (и без ребенка) разберите все
игрушки и выкиньте все поломанные, лишние, старые, неиспользуемые игрушки,
рисунки, фломастеры без колпачков и т.п. Делайте это в один и тот же день
недели и не пренебрегайте этим правилом. Все отобранные вещи немедленно
вынесите из дома. Если вы хотите передать их дальше – сделайте это в тот
же день. Если вы хотите на время припрятать игрушки, с тем чтобы дать их
ребенку позднее, сложите их в закрытую коробку и уберите коробку подальше
от глаз ребенка.
- Убирайте комнату в одно и то же время вместе с
ребенком. В процессе уборки давайте ребенку четкие указания и вместе с ним
выполняйте их. Наглядно покажите ребенку, как надо наводить порядок. Не
возлагайте на ребенка самостоятельное выполнение заданий. Наводите порядок
вместе, постоянно объясняя, пока он не скажет: "Хочу сам". Но и
тогда всего лишь "ослабьте поводок" и дайте ребенку небольшие
поручения для самостоятельного выполнения. Со временем увеличьте число и
размер поручений, и ребенок научится быть более самостоятельным. В
результате этого процесса у ребенка выработается привычка к порядку в
комнате.
- Ограничьте время, которое вы тратите на уборку
комнаты. Используйте таймер и установите 15 минут на весь комплекс
действий. По истечении 15 минут сделайте перерыв на 10-15 минут (снова при
помощи таймера) и вернитесь к уборке. Таймер позволяет установить рамки
работы по наведению порядка. Применение таймера может оказать помощь в
выполнении самых разных заданий в жизни ребенка.
- В дополнение к этому возьмите себе в привычку
"окинуть взглядом" комнату ребенка и посвятить несколько минут
утром и вечером для маленькой уборки – без помощи ребенка.
- Избегайте агрессивности, гнева, выговоров,
сравнения с другими детьми. Вместо этого будьте нежны и спокойны, и
главное – поощряйте, пооощряйте и еще раз поощряйте. Это трудно. Найдите
для себя поддержку, которая необходима вам, чтобы у вас хватало сил делать
это.
Удачи!
|