Расстройство внимания и гиперактивность у детей проявляются в поведении ребенка дома, в саду или в школе и влияют на его учебу и его отношения с окружающими.
Как можно более ранняя диагностика этого состояния и соответствующее лечение способствуют развитию ребенка, помогают ему реализовать его умения и способности в сфере учебы, добиться успехов в соответствии с его природным потенциалом и вырасти полноценным членом общества.Что такое СДВГ?
Это состояние наблюдается у 5-10% детей школьного возраста. Приблизительно в четыре раза больше мальчиков, чем девочек, страдают СДВГ. На практике это означает, что в каждом классе есть, по меньшей мере, 2-4 таких ученика.
СДВГ является результатом легкого отличия в функционировании центральной нервной системы ребенка. Это выражается в следующем :
- Ребенку тяжело сосредоточиться и внимательно слушать в течение долгого времени.
- Ребенку тяжело сконцентрировать свое внимание на одном основном предмете.
- Ребенку тяжело организовать учебный материал.
- Ребенок легко отвлекается.
По вышеперечисленным причинам, чтобы достичь успехов в учебе, ребенок должен преодолеть проблему невнимания и приложить намного больше усилий, чем тот, кто не страдает подобным расстройством.
Поведение ребенка может также выражаться в импульсивности, повышенной двигательной активности, беспокойстве и дополнительных учебных проблемах. Однако следует заметить, что не каждый ребенок с дефицитом внимания гиперактивен. Посмотрите что об этом говорит врач невролог И.В. Максименко
Дефицит внимания с гиперактивностью :
Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать. Им трудно сосредоточиться долгое время на одном предмете. Кроме того, они импульсивны, очень подвижны - это "попрыгунчики" (гиперактивные), что может очень помешать во время урока в классе.
Дефицит внимания в чистом виде:
Этот тип расстройства труднее выявить и диагностировать. Это дети - мечтатели". Они как будто слушают, но на самом деле думают о чем-то другом, легко отвлекаются. Они спокойны, не особо подвижны, и учитель не обращает на них внимания. Родители тоже не всегда понимают, почему у тихого спокойного ребенка есть проблемы в учебе, и считают причиной лень.
Важно отметить, что с точки зрения умственного развития эти дети нисколько не отличаются от других детей. Среди них есть немало одаренных детей и выдающихся спортсменов. Поэтому диагностика и лечение так важны: они дают таким людям возможность реализовать заложенный в них потенциал.
Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания по диагностической системе DSM-ІV (Amerіcan Psychіatrіc Assocіatіon, 2000):
Для установления диагноза СДВГ необходимо пользоваться следующими критериями (А+Б+В+Г+Д):
А. У пациента имеются симптомы нарушения внимания или гиперактивности— импульсивности (или же обеих) по меньшей мере на протяжении 6 месяцев, и эти симптомы выражены несоответственно возрасту и приводят к серьезным нарушениям функционирования:
(A1) Нарушение внимания — должны присутствовать, по меньшей мере, шесть из следующих симптомов:
а) часто не в состоянии сосредоточиться на деталях или делает ошибки по невнимательности при выполнении школьных заданий или при другой деятельности;
b) часто возникают проблемы с удержанием внимания на задании или игре;
c) часто возникают проблемы с организацией деятельности и выполнения заданий;
d) часто неохотно приступает к деятельности, которая требует продолжительного сосредоточения внимания (например, выполнение заданий на уроке или домашних заданий) или избегает ее;
e) часто теряет или забывает вещи, необходимые для выполнения заданий или другой деятельности (например, дневник, книги, ручки, инструменты, игрушки);
f) легко отвлекается на посторонние раздражители;
g) часто не слушает, когда к нему обращаются;
h) часто не придерживается указаний, не выполняет до конца или же в надлежащем объеме поручения, домашнее задание или другую работу (но не из протеста, упрямства или неспособности понять указание/задание);
i) забывчив в повседневной деятельности.
(A2) Гиперактивность—импульсивность — должны присутствовать, по меньшей мере, шесть из следующих симптомов:
Гиперактивность:
a) не может усидеть на месте, постоянно двигается;
b) часто покидает свое место в ситуациях, где нужно сидеть (например, на уроке и т.п.);
c) много бегает и «все переворачивает» там, где этого делать не следует (у подростков и взрослых эквивалентом может быть ощущение внутреннего напряжения и постоянная потребность двигаться);
d) не способен тихо, спокойно играть или же отдыхать;
e) действует словно «заведенный» — как игрушка с включенным «моторчиком»;
f) слишком много говорит.
Импульсивность:
g) часто говорит преждевременно, не дослушав вопрос до конца;
h) нетерпелив, часто не может дождаться своей очереди;
i) часто прерывает других и вмешивается в их деятельность/разговор.
Б. Симптомы расстройства (по крайней мере, некоторые) присутствовали в возрасте до 7 лет.
В. Симптомы должны проявляться, по меньшей мере, в двух разных средах (школа, дом, игровая площадка и т.п.).
Г. Расстройство приводит к значительным проблемам в социальной, учебной и профессиональной (для взрослых) сферах.
Д. Эти симптомы не обусловлены другим психиатрическим или соматическим заболеванием.
В зависимости от соответствия критериям группы А выделяют три клинических подвида СДВГ, которые кодируются следующим образом:
- СДВГ, комбинированный тип: если на протяжении последних 6 месяцев одновременно присутствуют и проявляются критерии А1 и А2.
- СДВГ с доминирующим дефицитом внимания: если на протяжении последних 6 месяцев проявляются симптомы только из подгруппы А1.
- СДВГ с доминирующей гиперактивностью—импульсивностью: если на протяжении последних 6 месяцев проявляются симптомы только из подгруппы А2.
Речь не идет о состоянии, которое проходит с возрастом, как думали прежде. Сегодня говорят о том, что треть детей перестают страдать СДВГ в более зрелом возрасте. Однако, по-видимому, основная перемена происходит в снижении гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема внимания остается. Поэтому считают, что СДВГ существует в любом возрасте, и у взрослых тоже.
Какие признаки указывают на необходимость обследования?
Если вы замечаете у своего ребенка один или более из нижеперечисленных симптомов поведения, стоит пройти обследование:
- Ребенку тяжело сосредоточиться, он может сконцентрировать свое внимание только на короткий период времени.
- Ребенку сложно доводить начатые дела до конца.
- Ребенок легко отвлекается.
- Рассеянность: ребенок забывчив, теряет вещи.
- Импульсивность: делает не подумав, не может дождаться своей очереди, вскакивает на уроках в классе.
- Повышенная двигательная активность.
- Ребенок болтлив, создает много шума во время разных действий.
- Ему трудно принимать границы.
- Его учебные успехи не соответствуют его истинным способностям.
В чем состоит процесс обследования и постановки диагноза?
СДВГ – это
сложное состояние, и его диагностика состоит из нескольких этапов, проводят их специалисты
из разных областей.
Если у родителей, воспитателей в детском саду или школьных
учителей возникает какое-либо подозрение, следует обратиться к
неврологу и психологу.
Цель проводимых анализов и проверок, кроме всего прочего, - исключить
условия, которые могут вызвать схожие с СДВГ явления, такие как проблемы слуха
или зрения, не выявленные эпилепсия, трудности
обучения, задержка развития или эмоциональные проблемы.
В чем состоит лечение?
Лечение СДВГ является комплексным и заключает в себе следующие компоненты:
- Рекомендации родителям и детям, как справляться с СДВГ дома и в школе, в то же время, осознавая и понимая проблемы ребенка
- Обучение способам учебы
- При необходимости – прием лекарств, цель которых - повысить концентрацию внимания ребенка и помочь ему в его учебной деятельности
С целью наблюдения и оценки лечения и успехов ребенка лечение должно проводиться при участии педагогического коллектива школы и с соблюдением постоянной связи между родителями, педагогами и медицинскими работниками, лечащими ребенка.
Для нормального развития ребенку с СДВГ нужны понимание, помощь и правильное отношение. Цель лечения – научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед ним его состояние, помочь ему концентрировать внимание, научить его подходящим способам учебы и помочь ему преодолевать социальные проблемы, если таковые существуют.
Все это позволит ему достичь зрелости без заниженной
самооценки, без отставания в учебе, овладев подходящими ему способами учебы,
без тяжелых социальных проблем и с возможностью реализовать свои
способности.
Знание проблемы, ранняя диагностика и соответствующее лечение
помогут достичь этих целей.