Рекомендации педагогам

Рекомендации для учителя

по воспитанию и обучению детей с ММД.

    

        ММД  (минимальная мозговая дисфункция) – наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных нарушений, нормализующихся по мере созревания мозга.

         Общие принципы работы с детьми, имеющие легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключаются в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать их дефект. Зная, что работа мозга наращивается и нормализуется по мере взросления и отсутствия переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу.

            Для детей с ММД, чем интенсивнее занятие, тем меньше продвижения в развитии. При интенсивных занятиях будет происходить общее ухудшение соматического состояния, замедлится процесс физиологической работы головного мозга, усилится его дезорганизация. Необходимо избегать переутомления детей, после школы организовывать сон и рекомендовать относительное одиночество, отдых от группового общения.

            На уроках необходимо как можно чаще показывать, рассказывать. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 мин.), легкими, быстрыми и веселыми, каждый раз частично обновляться. Запоминание идет быстрее, когда от ребенка не требуется воспроизведения всего, что он должен запомнить. И у него нет страха, забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых. Ребенок всегда готов слушать и смотреть, а когда информация хорошо систематизирована, он легко научается ею пользоваться и с радостью это демонстрирует.

            Если ребенок совсем не умеет читать и писать (слабо знаком с алфавитом), то при одновременном параллельном обучении этим навыком, как это предусмотрено программой, не сформируется ни тот, ни другой. Безграмотность при письме и нежелание читать часто остаются у ребенка на всю жизнь. Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребенка еще не сложился комплексный зрительно-звуковой образ, он будет кое-как перерисовывать слова по буквам.

            При обучении чтению цель – понимание, а не проговаривание вслух. Поэтому сначала ребенку надо дать возможность понять текст, разобрать его про себя и только потом предлагать прочитать вслух. Когда же ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится  одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у детей с ММД обычно практически отсутствует. Они озвучивают текст, но смысл прочитанного не понимают. Естественно, потом дети не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. Как правило, со временем, у детей пропадает желание читать вообще. А без беглого чтения никогда не будет грамотного письма.

            Математика, как более точная наука, усваивается детьми гораздо легче и нравится им больше, чем чтение и письмо. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный алгоритм действий, уметь выделить сущность. Следует использовать четкие короткие фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках.

            Самоконтроль и самодисциплина исключительно сложны для детей с ММД. Переживание того, что это у него не получается, приводит еще к большему переутомлению и потере работоспособности.            Допуская мелкие дисциплинарные нарушения (когда дети могут сидеть как им хочется, поворачиваться, обращаться к учителю и прочее) создают только легкий фоновый шум и не мешают проведению урока.

            Желательно детей рассадить по одному за парты. Так они меньше обращаются друг к другу, лучше сосредотачиваются на объяснение учителя. Если учитель видит, что ребенок сидит с отсутствующим взглядом, то не надо его трогать: он все равно не будет в состоянии отреагировать. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие впечатления могут дезорганизовать деятельность. Яркие эмоции могут создать очаги возбуждения и нарушить как предыдущую, так и последующую деятельность.

            Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей является защитная форма деятельности, довольно быстро формирующаяся. Она выражается в том, что было бы гораздо лучше, если бы они не делали ничего. В результате подобной защитной деятельности в памяти детей застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т.е. «информационный шум», который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение. Монотонная работа утомляет детей с ММД и часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную.

            Работая в диалоге с учителем или родителем, ребенок может демонстрировать понимание, правильно отвечать на вопросы. Однако, если это было единичное занятие, и его содержание на повторилось и не закрепилось, то в голове у ребенка может ничего не остаться.

            Взрослые не понимают, почему ребенок вдруг ничего не помнит из того, что он недавно делал сам и правильно делал. В течение урока должна варьироваться одна и та же тема, в каком бы ритме ребенок не работал, он будет встречаться только с ней, тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.  Учет цикличности интеллектуальной активности ребенка должен быть обеспечен и дома.

            Психологическое сопровождение детей с ММД показывает, что по мере взросления происходит некоторая нормализация работы мозга. Если не улучшается  внимательность, сглаживается явная «цикличность» интеллектуальной деятельности, реже происходит отключения. В 5-6 класса, если уроки по основным предметам оказываются последними в расписании, то стойкая неуспеваемость им обеспечена. Так как, избавившись от невнимательности, они становятся медлительными и скорость работы в старших классах остается на уровне пятиклассников.