Рассматривается процесс сознательной индивидуации на пути достижения полной самости, который предполагает не просто встречу с собственной Тенью, но ее конструктивную переработку и интеграцию в новую целостность, что приводит не только к иному видению себя и своих проблем, но и к умению встать над обстоятельствами. Интеграция тени, предполагающая принятие отвергнутых, подавленных и еще не прожитых аспектов себя, болезненна, но это путь к достижению полной Самости. Только особый путь - путь сознательной индивидуации, - когда на первый план выдвигается деятельность сознания (принцип hsing, аналогии со светом) по переработке продуктов бессознательного (принцип ming, аналогии с тьмою) и их трансформации, ведет к достижению полной Самости. В этом смысле Самость является целью жизни субъекта и представляет собой виртуальный центр целостной личности. Именно к полной самости относится определение Юнга: «Самость есть teleios anthropos - осуществившийся человек, чьими символами являются божественный младенец и его синонимы» [12, с. 231]. Только такой сознательный путь, по образному сравнению Юнга, звучит как голос судьбы, ведет к полной Самости. Юнг писал: «Поскольку каждый индивид имеет свой собственный, данный ему от рождения закон жизни, постольку у каждого есть теоретическая возможность следовать, прежде всего, этому закону и таким образом стать личностью, т.е. достичь целостности». Но «только тот, кто сознательно может сказать «да» силе предстающего перед ним внутреннего предназначения, становится личностью» [20, с. 200]. Достижение полной Самости - удел избранных, но и столкновение с бессознательной самостью доступно далеко не каждому, писал Юнг. Являясь объединением противоположностей, последняя с необходимостью включает в себя Тень субъекта, которая представляет собой его негативную, отверженную сознанием сторону. Зачастую, чем более односторонне направленной является установка сознания, тем крупнее фигура отбрасываемой Тени. Столкновение с Нею на пути реализации бессознательной самости является испытанием, которое выдерживает не всякий. Многие уходят от такой встречи, продолжая жить неполноценной жизнью выбранных для себя социально одобряемых ролей. «Такие люди, - по утверждению Юнга, - ...некоей прекрасной видимостью прикрывают свою смертельную пустоту» [17, с. 162]. Процесс же сознательной индивидуации на пути достижения полной самости предполагает не просто встречу с собственной Тенью, но ее конструктивную переработку и интеграцию в новую целостность, что приводит не только к иному видению себя и своих проблем, но и к умению встать над обстоятельствами. По мнению Юнга, «показать» человеку его Тень очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, «личность неизбежно ощущает и собственную самость» [21, с. 163]. Юнг говорит о «достижении большей личности» с помощью такой интеграции, хотя он признавал, что интеграция Тени, предполагающая принятие отвергнутых, подавленных и еще не прожитых аспектов себя, болезненна, особенно когда предполагается удаление проекций с других людей. Разведение первичной бессознательной самости и полной самости позволяет, лучше понять трактовку Юнгом символов самости в христианской традиции. Для Юнга Бог, независимо от вероисповедания человека, это его собственные внутренние силы, которые противостоят сознательному Я и выступают для него как не-Я: «Божественная сфера, выражаясь психологически, начинается непосредственно по ту сторону сознания» [12, с. 56]. Бог, согласно Юнгу, «есть лишь функция бессознательного, т.е. проявление известного отколовшегося запаса libido, ожившего imago Бога. Для ортодоксального понимания Бог, конечно, абсолютен, т.е. существует сам по себе. Этим и выражается полное отщепление от бессознательного, что психологически означает, что человек не сознает факта возникновения божественного воздействия из собственного внутреннего мира» [13, с. 230]. Это определение, взятое из «Психологических типов» относится к 1921 г. Позднее Юнг пришел к ограничению этого утверждения: «Такие факты обусловливают некоторое ограничение выдвинутого нами выше положения о неразличимости Бога и бессознательного: образ Бога, точно выражаясь, совпадает не с бессознательным вообще, а с его определенным элементом, а именно с архетипом самости» [12, с. 233], т.е. с его точки зрения, человек обожествил самую мощную и самую таинственную силу в себе - Самость. Юнг пришел к выводу, что в то время, как эго является центром сознания, самость является субъектом целостной психики, заключающей в себе как сознание, так и бессознательное. «С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения, как явствует уже из ее определения. С таким же успехом ее можно назвать «Богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся на ней». Индивидуацию можно рассматривать как движение к целостности с помощью интеграции сознательных и бессознательных частей личности. Это предполагает личный и эмоциональный конфликт, который в результате приводят к отделению от общих сознательных позиций и от коллективного бессознательного. Это предполагает становление самим собой, тем, чем личности суждено стать, достижение своего потенциала. Это предполагает распознавание и принятие тех сторон самого себя, которые вначале отталкивают или кажутся отрицательными, а также открытость возможностям, имеющимся в элементе противоположного пола (Анимус-Анима), которые могут играть роль входа или проводника к бессознательному. Эта интеграция приводит не только к большей степени самореализации, но также к осознанию человеком, что у него есть Самость. Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову / пер. с нем.- М.: Канон, 1995. - 352 с. 17. Юнг К.Г. Психология бессознательного.- М.: Канон. 1994. – 319 с. 20. Юнг К.Г. Конфликты детской души.- М.: Канон, 1995. - 336 с. 21. Юнг К.Г. Аналитическая психология:Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. – 320 с. |