В данной статье рассматривается проявление феноменальности архетипа. Действенность архетипа, его способность пробуждения душевных переживаний определяется его уникальными характеристиками, такими как динамичность, нуминозность, трансцентдентность. Возобновляющаяся действенность архетипа, его способность пробуждения душевных переживаний определяется его уникальными характеристиками. Динамичность Архетип – это, прежде всего, поведенческий паттерн. Его образы, идеи побуждают к определенно-прочувствованному действию, обдуманному поведению. Понятие архетипа тесно связано с понятием инстинкта. Юнг сравнивает архетипы с биологическим понятием «паттернов» – объединением сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов и стереотипных реакций. В ракурсе теории архетипов определение «паттерн» приобретает новое звучание – это преобразованные сознательной эволюцией человеческого вида инстинкты-стимулы, превратившиеся из чисто животной биологической программы поведения в типичный лишь для человека регулятор психической жизни. Деятельность сознания покоится на фундаменте инстинкта, из которого он и черпает как свои движущие силы, так и основные формы своих представлений. Но независимо от бесспорных положительных характеристик (естественности, адекватности окружающей среде, неприятия и незнания обмана) инстинкт – это наиболее архаичный и консервативный элемент, как в животном, так и в человеке. Человек не так хорошо приспособлен к окружающей среде, как животное, но взамен этого обладает перспективой значительно более высокого развития сознания благодаря огромной тяге к познанию. Архетип как раз и является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции, «облагородившие» слепой инстинкт. «Способность структурировать информацию, использовать образные формы ее накопления, хранения и трансляции позволила человеку соединить несоединимое в природе — действие и мышление, порядок и своеволие, отбросить адаптивные дефекты организованности, основанной на беспрекословном инстинкте, и «своевольного ума», ведущего к «анархии», совместить их отдельные преимущества» [15, с. 240]. Архетип – это одухотворенный инстинкт, принявший человеческие формы и «вобравший в себя» ведущую энергетическую функцию инстинкта – призыв, побуждение к мгновенному и веками апробированному действию. Нуминозность Экстатичность при активации. Архетип обладает магической, суггестивной, принуждающей силой воздействия из-за его неуязвимости для критического разума. Архетип можно только игнорировать, но нельзя отбросить аргументами. В качестве доказательства того, что подлинным фактором, ответственным за формирование идей, является не человеческий интеллект, но некая внеположенная сознанию инстанция, К. Юнг в «Ответе Иову» приводит наглядный пример завораживающего эффекта догмата о «Пресвятой Троице»: «единственная причина и основание догмата – появление христианской «вести», вызвавшей психическую революцию в человеке Запада. По свидетельству Евангелий и в особенности Посланий Апостола Павла, то была весть о действительном и истинном появлении Богочеловека в человеческой повседневности, сопровождаемом всевозможными достойными Сына Божия чудесными знамениями. Каким бы темным ни представлялось историческое ядро этого явления современному человеку, нуждающемуся в большей фактической точности, можно с уверенностью утверждать, что его грандиозные психические эффекты, не ослабевавшие долгие столетия, возникли не на пустом месте. Евангельским текстам есть что сказать о психологических реакциях цивилизованного мира того времени. Эти реакции и высказывания получили продолжение в истории догмата, где они все еще понимались в качестве действий Святого Духа» [16, с. 48]. Карл Юнг связывал это ощущение святости, божественности с коллективным присутствием «нумена» (от лат. numen – божественная воля, власть, сила божества), когда вещь или человек наделяются высшей ценностью, начинают «оживать», что было характерно для первобытного сознания. В цивилизованном же обществе, богатом на события и потрясения, не только предметный мир, но и идеи наделяются нуминозной силой, обретают самостоятельность, становятся субъектами, антропоморфизируются, производя феномен одержимости. В экстраординарных обстоятельствах нумен проецируется на объект или субъект. Трансцендентность Архетип изначально находится в бессознательном и только вторично может стать осознанным и придать содержаниям бессознательного твердоочерченные формы.Осознанность – необходимое условие для проявления архетипом своих живительных функций. Это не столько интеллектуальное понимание архетипа как автономного визави, сколько его восприятие через переживание единичной личностью. Архетипическая трансценденция – это «осуществление изначальной, заложенной в эмбриональном зародыше, личности во всех ее аспектах» [16, с. 239]. Подобное достижение целостности, переход архетипа в сознание Юнг назвал индивидуацией, становлением Самости – восхождение человека от единичного одиночества к многоголосой вечности, возвышение личной судьбы до судьбы человечества, но через индивидуальное самосовершенствование. Тем самым архетип высвобождает в нас индивидуальное через типичное – те инстинктивные, спасительные силы, которые помогали человечеству избавляться от опасностей. Через архетип человек связан корнями с природой, естественностью. Архетип раскрывает смысл жизни индивида как раз через коллективный опыт. Он представляет собой выражение психологической саморегуляции индивида, показывает все то, чем человек в принципе может стать. Поскольку архетип непредставим для разумного истолкования, а значит, обречена и всякая попытка его наглядного представления, потому он зачастую вытесняется, подавляется. Будучи отчужден в бессознательное, архетип становится наваждением, роком, вызывает деформирующее, опустошительное изменение личности. В то же время архетип берет на себя «руководство» по восстановлению априорной целостности бытия. При правильном истолковании архетип превращается в провидческое предостережение, единственно способное восстановить душевное равновесие человека, коллектива и всего общества. «Архетип, сближенный с сознанием благодаря исследованию бессознательного, устраивает, поэтому индивидууму очную ставку с бездонной противоречивостью человеческой природы, и ему становится доступным совершенно непосредственное переживание света и мрака, Христа и черта. Речь идет, разумеется, в лучшем или в худшем случае только о создании возможности, а не о гарантиях осуществления; ибо переживаний этого рода нельзя с необходимостью достичь нашими человеческими средствами. Нужно принять при этом во внимание факторы, неподвластные нашему контролю. Переживание противоположности не имеет ничего общего ни с интеллектуальным прозрением, ни с заимствованием. Скорее, можно было бы назвать это судьбой. Такое переживание одному доказывает правду Христа, другому - правду Будды, и притом вплоть до полной очевидности. Без переживания этой противоречивости нет опыта целостности, а тем самым нет и внутреннего доступа к священным образам» [10, с. 192].
16.Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / пер. с нем. Т.А. Ребеко.- М.: Академический Проект, 2009. - 303 с. 10. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991. -304 с. |