Рассматривается путь индивидуации, направленный на реализацию собственной Самости, в процессе которого может произойти нечто большее, чем достижение первоначального единства и целостности. В процессе индивидуации, происходит объединение противоположно направленных и взаимокомпенсаторных установок сознания и бессознательного. «Различие между природным, протекающим бессознательно, и осознанным процессом индивидуации». В результате осуществления важнейшего для каждого человека процесса индивидуации (самоосуществления), направленного на реализацию собственной Самости, может произойти нечто большее, чем достижение первоначального единства и целостности. Говоря о процессе индивидуации, суть которого состоит в объединении противоположно направленных и взаимокомпенсаторных установок сознания и бессознательного, Юнг подчеркивал необходимость двух вещей. Это, во-первых, ослабление сознательной установки и погружение в глубины бессознательного, содержания которого являются не известными и чужеродными для сознания. На этом этапе процесса индивидуации ведущую роль играет бессознательная установка. И во-вторых, на более позднем этапе этого процесса, когда на передний план выдвигается сознательная установка, осуществляется сознательная переработка материалов бессознательного, что ведет к обогащению сознания и расширению его границ. В дальнейшем происходит синтез взаимно переработанных и измененных сознательных и бессознательных элементов субъекта, ведущий к созданию новой целостности, которая также обозначается термином «Самость», но отличается от исходного архетипа Самости, существующего как первоначальное единство сознательного и бессознательного. «В той мере, в какой это позволяет наш сегодняшний опыт, мы можем выдвинуть утверждение о том, что бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием. Я недвусмысленно употребляю слово «компенсаторный», а не слово «контрастирующий», потому что сознание и бессознательное вовсе не обязательно противоположны друг другу, но взаимно дополняются до целого - Самости. В соответствии с этой дефиницией самость есть вышестоящая по отношению к сознательному Я величина. Самость охватывает не только сознательную, но и бессознательную психику, и потому, так сказать, есть личность, которой мы также являемся. Мы хорошо можем представить себе, что у нас есть части души. Например, мы без труда можем видеть самих себя в качестве персоны. Но ясно осознать, что мы - это самость,- превыше нашего воображения, ибо тогда часть должна была бы понять целое. И нет надежды на то, что когда-нибудь мы достигнем хотя бы приблизительной осознанности самости, ибо, сколько бы мы ни осознавали себя, всегда останется в наличии неопределенная и неопределимая величина бессознательного, которая тоже принадлежит к тотальности самости. Таким образом, самость всегда останется вышестоящей по отношению к нам величиной» [17, с. 240]. Юнг сам фиксировал противоречивость понятия «Самость»: «...символы целостности часто встречаются в начале процесса индивидуации, они и в самом деле могут часто наблюдаться в первых сновидениях раннего детства. Это наблюдение во многом говорит в пользу существования a priori потенциальной целостности... Но поскольку процесс индивидуации происходит, говоря эмпирически, в виде синтеза, это выглядело бы достаточно парадоксально - как если бы было собрано что-то уже существующее» [18, с. 101]. На неоднозначное понимание данного термина указывают и авторы глоссария аналитической психологии: «Иногда Юнг говорит о самости как инициаторе психической жизни, в других случаях он относится к ее реализации как к цели» [19, с. 133]. Это нашло отражение в различных толкованиях понятия самости и среди последователей Юнга: «Некоторые определяют самость как исходное состояние интегрированного организма. Другие считают ее образом сверхординарного интегрирующего принципа» [19, с. 136]. Самость включает в себя и сознательное и бессознательное, при этом, включая их в себя, она одновременно стоит над ними «…самость. Сущность, получившая такое наименование, мыслится не вытесняющей другую сущность, бывшую ранее известной под названием эго, а скорее на правах понятия высшего порядка включающей в себя последнюю». Описывая самость как надсистему, Юнг говорит о том, что, несмотря на субъективное ощущение «свободы выбора» человек явственно ощущает ее влияние, а в некоторых случаях и руководство. Различение между бессознательной, т.е. данной изначально, и полной, понимаемой как недостижимый, идеальный предел реализации личности, самостью помогает преодолеть, с моей точки зрения, такое разночтение термина «самость». Этой дифференциации будет соответствовать разведение между процессом бессознательной индивидуации, сводящимся к достижению исходного единства, и процессом сознательной индивидуации, в результате которого создается новообразование в виде некоей новой целостности. Тогда изначальный архетип целостности, инициирующий психическую жизнь человека, есть первичная бессознательная Самость, а гипотетическая целостность, образующаяся на пути бесконечных достижений сознательной индивидуации, есть полная, реализованная Самость. Самость дана изначально в виде архетипа целостности. В этом смысле самость (бессознательную) можно понять как «инициатора психической жизни». Дифференциации первичного духа на два противоположных принципа - жизненную и духовную энергии - соответствует разделение психической жизни человека на две сферы: бессознательное и сознание. Установки сознания и бессознательного, в соответствии с взглядами Юнга, взаимокомпенсаторны, так что их равновесие дает в идеале искомую целостность. Процесс индивидуации может протекать бессознательно путем компенсации продуктами бессознательного односторонности установки сознания. Юнг писал о трансцендентной функции: «При первом рассмотрении она есть чисто природный процесс, который при определенных обстоятельствах протекает без ведома и содействия индивидуума и может даже насильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. Смысл и цель данного процесса - осуществление (первоначально заложенной в эмбрионе) личности во всех ее аспектах. Это - восстановление и развертывание изначальной, потенциальной целостности... Этот процесс я называю процессом индивидуации» [17, с. 160]. Бессознательный процесс индивидуации может привести к динамическому равновесию сознательной и бессознательной установок и неосознанной целостности личности. Но неосознанность никогда не дает той подлинной целостности, которая является целью самоосуществления. В своей поздней работе «Ответ Иову» Юнг писал: «Различие между природным, протекающим бессознательно, и осознанным процессом индивидуации огромно. В первом случае сознание никогда не вмешивается, а потому конец процесса остается столь же темным, как и начало. Зато во втором случае на свет выходит так много мрака, что, с одной стороны, личность становится просветленной, а с другой - сознание неизбежно возрастает в объеме и интенсивности. Разбирательство между сознанием и бессознательным должно создать предпосылки для того, чтобы свет, который светит во тьме, не только был объят тьмою, но и сам объял ее» [12, с. 232].
12. Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову / пер. с нем.- М.: Канон, 1995. - 352 с. 17 Юнг К.Г. Психология бессознательного.- М.: Канон. 1994. – 319 с. 18.Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов.- Киев: Port-Royal, 1997. – 382 с. 19.Сэмьтэлс Э., Шортеф Б.. Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга.- М.: МНПП «ЭСИ». 1994. |