Что есть архетипы? У Юнга архетипические содержания – это типичные, повторяющиеся способы выражения объективных фактов и процессов коллективной психики. Именно поэтому они являются «праобразами», поскольку испокон веков присущи человечеству вообще: они ассимилируют в себе общечеловеческие проблемы и переживания. Архетипы «коллективного бессознательного» являются своеобразными когнитивными образцами. Архетип (др. греч. «архе» – начало, принцип и «типос» – образ, отпечаток, форма, идея) – понятие, восходящее к философской традиции поздней античности. «Идеи» Платона, «божественные универсалии» средневековых схоластиков, «априорные формы» И. Канта, «коллективные представления» Леви-Брюля легли в основу современного понятия архетипа. Позаимствовав у классиков сам термин, Юнг наполняет его несколько иным, экзистенциальным, содержанием, выступающим пояснительным, дополняющим описанием традиционной теории об идеях-универсалиях. Архетипы у Юнга – это априорные мыслеформы, коренящиеся в инстинктах, а следовательно, имеющие природное происхождение. Подобно тому, как кантовские априорные формы чувственности являются предпосылками восприятия, а логические категории – предпосылками мысли, юнговские «архетипы» являются априорными формами мифологической фантазии. «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь» [9, с. 131]. Архетипы составляют всеобщую основу человеческой души, это «остатки жизни предков» – та часть психического содержания, которая не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой непосредственную психическую данность, существующую предсознательно. Всякому феномену человеческой жизни, по Юнгу, предшествует его идеальный первообраз – архетип, «вечная истина, внутренне присущая человеческой природе» [12, с. 29]. Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит, бессознательное оживление и воплощение соответствующего архетипа. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер. Именно «архетипическая» матрица, априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления объясняет существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, «вечных» образов мировой литературы и искусства. «Архетип есть символическая формула, которая начинает функционировать всюду там, где или еще не существует сознательных понятий, или же где таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны» [13, с. 459]. Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким «веществом» является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип, поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания «архетипические образы» стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Человеческая психика представляет собой целостность бессознательных и сознательных процессов, это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен энергией между элементами. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность сознания. Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, галлюцинаций как милость божию, поскольку именно в них мы вступаем в прямой контакт с коллективным бессознательным. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, если символическая передача невозможна, то архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. По Юнгу, образ является изначальным, если он обнаруживает заметное совпадение с известными мифологическими мотивами, выражая коллективно-бессознательное и указывая на то, что состояние сознания данного момента подвержено не столько личному, сколько коллективному влиянию. Архетип всегда коллективен, т.е. он одинаково присущ, по крайней мере, целым народам или эпохам. Основываясь на собственных исследованиях об общности ряда мотивов греческой мифологии и некоторых содержаний в сновидениях и фантазиях людей, Юнг выдвинул гипотезу о том, что главнейшие мифологические мотивы общи всем расам и всем временам. Архетип есть типическая основная форма известного, всегда возвращающегося душевного переживания, поэтому в качестве мифологического мотива изначальный образ всегда является действенным и всегда снова возникающим выражением, которое или пробуждает данное душевное переживание, или же соответствующим образом формулирует его. По Юнгу, подобно тому, как глаз есть свидетельство о своеобразной и самостоятельной творческой деятельности живого вещества, так и изначальный образ является выражением собственной и безусловной творческой силы духа. Архетип освобождает психическую энергию от прикрепленности ее к голым и непонятным восприятиям, но прикрепляет ее к определенному, который и направляет деяния на путь, соответствующий данному смыслу. Здесь уместно заметить, что психическую энергию Юнг называет часто «либидо», которая требует наличия противоположностей, и трактуется сознательно-психологически как ценность для данного индивидуума или как интенсивность стремления к этой цели. Анализируя интровертную интуицию, Юнг пишет об архетипе «Интровертная интуиция захватывает те образы, которые возникают из основ бессознательного духа, существующих априори, т.е. в силу наследственности. Эти архетипы, сокровенная сущность которых опыту недоступна, представляют собой осадок психического функционирования у целого ряда предков, т.е. это суть опыты органического бытия, вообще, накопленные миллионократными повторениями и сгущенные в типы. Поэтому в этих архетипах представлены все опыты, которые издревле встречались на нашей планете. И чем чаще, и чем интенсивнее они бывали, тем явственнее они выступают в архетипе. Архетип, говоря вместе с Кантом, есть как бы ноумен того образа, который интуиция воспринимает и, воспринимая, создает» [13, с. 487]. У Юнга архетипические содержания – это типичные, повторяющиеся способы выражения объективных фактов и процессов коллективной психики. Именно поэтому они являются «праобразами», поскольку испокон веков присущи человечеству вообще: они ассимилируют в себе общечеловеческие проблемы и переживания. Эта связь архетипа с историческим прошлым, с наследием предков имеет непреходящее значение и позволяет определить его как культурный паттерн – образец, объединяющий коллективный опыт прошлого с индивидуальной судьбой каждого индивида. Поэтому каждый мог бы сказать, что историю можно легко сконструировать по его собственному бессознательному, так же как и по существующим текстам. У каждого архетипа есть исторические аспекты и без знания истории невозможно разобраться и правильно интерпретировать происходящие в современности события. Без «сотрудничества» филогенетического опыта предков и индивидуальной истории не возможно формирование целостной личности. 1. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. М.: Прогресс-Универс, 1994. - 332 с. 2. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991. -304 с. 3. Гуревич П.С. Основы философии. Учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2000. - 197 с. 4. Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову / пер. с нем.- М.: Канон, 1995. - 352 с. 5. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: «Университетская книга», АСТ, 1996. - 714 с. 6. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тевистокские лекции. - Киев: Синто, 1995. - 236 с. |